Из истории Лиепаи. 1920-е — парады на рыночной площади и ярмарочные увеселения

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

У каждого из рынков Лиепаи была своя роль. На крупнейшем в городе Петровском рынке можно было купить всё. А единственный рынок Новой Лиепаи — Анненский — славился своими ярмарками. С рынками и ярмарками связано немало историй — интересных, забавных или печальных.

Первым в Лиепае — точней, тогда еще Либау — был Петертиргус, Петровский рынок. К концу XVIII века он успел стать Старым рынком, Alter Markt, уступив первенство Новому рынку на нынешней Рожу лаукумс. В 1910-м, после открытия нового крытого мясного павильона, построенного архитектором Луи Мелвиллом и либавским городским инженером Георгом фон Малмом, Петровский рынок вернул себе первое и главное место среди многочисленных рынков города.

«Сельскохозяйственную продукцию на Петровский рынок крестьяне везли на телегах с окрестных хуторов. Возы с товаром оставляли на рыночной площади, с них и торговали. А лошадей отводили на постоялые дворы на маленьких улочках поблизости от рынка. Там лошади оставались на постой — оно и спокойней, и город не загадят. Некоторые крестьяне, те, чей путь до Лиепаи был длинней, приезжали в город накануне базарного дня. И ночевали там же, на постоялых дворах. Там можно было поесть и выпить, но сельчане в основном какой-то провиант — хлеба там, шматок сала — брали с собой. На одном из постоялых дворов работала легендарная Анна, разбитная такая бабёнка. Как-то раз крестьяне, приехавшие на рынок, вечерком немного выпили-закусили и... Выпили-то немного совсем, но как-то очень уж быстро вырубились. Утром хватились, что и денег гораздо меньше, чем должно быть, и вещей, той же еды из дома... Понятно уже, в чем дело, да? Хитрая Анна присматривала хуторских мужичков попроще и что-то им подсыпала в выпивку. А потом обчищала. Посадили ее в итоге», — рассказал лиепайский Юрис Ракис одну из историй начала 1920-х годов.

Еще одна «рыночная» история начала 1920-х связана с первым начальником Лиепайского гарнизона и командиром Курземской дивизии Кришем Кюкисом.

«Он был бравым воякой, под огромной бородой едва виднелся орден Святого Георгия, который он заслужил доблестью. А еще

Кюкис был ярым националистом и очень строго следил, чтобы все использовали в обиходе латышский язык. И чтоб вывески и объявления на латышском были!

Его офицеры верхом, впереди колонны — большой флаг Латвии, медленно объезжали центр Лиепаи... Проверяли. Тогда еще было военное положение. Боялся их народ страшно. И вот на Пасху надо было выставить в витринах и дверях магазинов объявления о предстоящих выходных. Обязательно на латышском. И какой-то местный торговец так запутался в малознакомых буквах, что получилось у него следующее: Veikals slēgts pisas trīs dienas», — рассказал Юрис историю о сложностях с госязыком столетней давности. (Фраза приведена в современном написании, а не по правилам старой грамматики латышского языка. Но ключевое слово в середине. — Л.М.)

«Либавская городская управа симъ доводитъ до всеобщаго свѣдѣнія, что въ нынѣшнемъ году Св. Анненская ярмарка будетъ производиться на рыночной площади въ Новой Либавѣ отъ 15 Іюля и по 22-е Іюля с. г. включительно», — сообщает газета Libausche Zeitung летом 1893 года на русском и немецком языках.

«Анненский рынок, Аннастиргус, и создавался когда-то именно для проведения ярмарок. Сначала они устраивались редко, первое время вообще только на День Анны. После Первой мировой и до середины 1920-х это был просто обычный рынок, небольшой. Единственный в Новой Лиепае. Это ж рабочий район, народ там простой, мужчины обычно на “Фениксе” работали, на проволочной фабрике, на других заводах. Жены чаще были домохозяйками. Жили в деревянных двухэтажных домишках, там же готовили-стирали, вокруг были лавчонки мелкие, кому-то родня с хуторов еду привозила. Да и в целом, поход на рынок — это дело обыденное, будничное, а ярмарка — целое событие!», — рассказал Юрис Ракис.

«Въ гор. управѣ, поднятъ вопросъ объ устроіствѣ  по примѣру довоенныхъ временъ въ Либавѣ Анненской ярмарки, пользовавшейся въ свое время большой популярностью», — пишет газета «Сегодня» в апреле 1925 года.

И, судя по всему, вопрос о возрождении ярмарки не просто подняли, но и решили.

«Въ нынѣшнемъ году въ Либавѣ послѣ продолжительнаго перерыва снова состоится Анненская ярмарка, которая теперь превращена въ выставку образцовъ», — сообщает «Сегодня» в июне того же года.

В первых числах августа в той же газете публикуется объявление Лиепайской управы: ярмарка-выставка пройдет 8-16 августа, арендная плата за кв.м. площади — 1-5 латов.

«Рынок по тем временам — тот же Петертиргус — это как сейчас супермаркет, продается все, что нужно в повседневной жизни, работает практически каждый день. А вот ярмарки, а с середины 1920-х — ярмарки-выставки — совсем другое дело! Тот же хуторянин приезжал на ярмарку, жену оставлял торговать, а сам шел смотреть на “выставку достижений народного хозяйства”. Сеялки современные, ведра оцинкованные, инструменты всякие… Присматривался, прикидывал, что для хозяйства прикупить надо.

Торговали на ярмарках не картошкой — ее и на рынке купить можно. Продавали бублики, пряники, петушков на палочке — чтоб крестьянин гостинцев из города мог привезти.

Оркестры играли. В общем, ярмарка была увеселительным мероприятием», — рассказал Юрис.

А еще на ярмарки приезжал цирк-шапито со зверинцем. Это уж обязательно. «Перед открытием ярмарки слонов водили через весь город купаться в море, это ведь реклама ходячая, никаких баннеров не надо! И верблюды тоже колоннами ходили. Это ж такое зрелище! Были и дикие звери. Как раз тогда, в середине 1920-х, тигр из клетки убежал. Не могли найти. Какая-то бабка пошла в сарайчик во дворе за дровами, смотрит — кошка сидит! Она — ой, киска, сейчас покормлю. Принесла молока в миске, тигр пару раз языком взмахнул, и нет молока. Может, бабка и удивилась, что киска такая большая. Новость по сарафанному радио разнеслась, тигра изловили, вернули в клетку», — изложил Юрис Ракис байку эпохи ярмарок.

В цирковых балаганах показывали водяную голову, женщину-русалку, выступали шпагоглотатели и заклинатели змей... И обязательно были силачи. «Выступает такой “чемпион мира”, подковы гнет и лошадей поднимает, потом шпрехшталмейстер начинает из публики смельчаков вызывать — мол,

кто решится помериться силой с чемпионом? Именно в те годы и стали местные ребята увлекаться атлетикой, это в моду вошло, заводские парни сами себе и гири отливали»,

— рассказал Юрис о роли цирковых балаганов в пропаганде здорового образа жизни. И добавил, что солдат и матросов строем водили на цирковые представления.

Из других молодецких развлечений были столбы с привязанными наверху сапогами или еще чем ценным. Заберешься и снимешь — вот и молодец. «А еще жабу били. Это мне отец рассказывал. Не настоящую, конечно. Был деревянный молоток, и надо было по этой жабе ударить как можно сильней. Чем сильней ударишь, тем выше жаба подпрыгнет. И колокольчик был. После определенной высоты прыжка он звенел и можно было выиграть приз», — рассказал Юрис о популярном развлечении на ярмарках.

Фокусники-искусники вырезали силуэт человека на черной бумаге, наклеивали на белую — получался почти портрет. И конечно, на ярмарках были фотографы! «Не станет хуторянин идти в центр города и фотоателье искать. Но ведь он принарядился, когда собирался на ярмарку в город, это ж событие! А тут и фотограф предлагает свои услуги. И не просто так сфотографироваться, а в модных тогда декорациях. Например, в салоне нарисованного автомобиля. Показать потом родне — вот, я за рулем! И неважно, что с пары метров видно, что машина ненастоящая. Еще модными тогда были фоны с пальмами, балюстрадами... Фотографы работали быстро, сразу отправляли негативы в мастерскую, и уже через пару часов, в крайнем случае, на следующее утро, фотографии были готовы», — рассказал Юрис.

«Ежегодно, въ августѣ въ Либавѣ открывается ярмарка. 

Въ этомъ году ярмарка оказалась очень бѣдной. Ничего собственно не было. Только лотки съ баранками да карусель»,

— писала в августе 1932 года газета «Вечернее время». 

«Так ведь мировой экономический кризис в разгаре, потому и ярмарка скудная», — пояснил Юрис.

Говоря о рынках в Лиепае, надо обязательно рассказать и о военных парадах. Связь самая прямая. Во времена Первой Республики военные парады начинались на Петертиргусе. Проходили они 18 Ноября и 1 Мая, когда торговли не было. И огромная площадь — от мясного павильона и до церкви Святой Анны — оказывалась в распоряжении военных.

«Перед парадом было богослужение — так полагалось по традициям и уставу, проходило оно в церкви Святой Анны. Затем строились и торжественным маршем по пути в Каросту проходили мимо Ратуши на улице Лиела, где на ступеньках стоял городской голова и другие высокие чины, и принимали парад», — рассказал Юрис Ракис.

Rus.Lsm.lv благодарит историка Юриса Ракиса за неоценимую помощь в подготовке материала и предоставленные уникальные фотографии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное