«Государство — это мы». Сто лет семейной истории в Лиепае

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

«А это мои деды и их братья. Они все служили в Айзпутском пехотном полку, воевали за независимость. Это они в конце 1919 года сфотографировались вместе с сослуживцами перед зданием штабной роты», — рассказал Гундар Сисенис. Он — один из тех лиепайчан, благодаря семейным реликвиям которых создана выставка «Лиепайские рассказы о свободе». Выставка дивная, интересная и душевная. Открыта она только до конца октября, не пропустите!

Главная идея выставки — рассказать об истории свободы Латвии посредством фотографий и семейных реликвий, которые на время работы экспозиции предоставили сами лиепайчане. Дополнены они и рассказами горожан. Подобные выставки в честь столетия Латвийской Республики устраиваются во всех девяти крупнейших городах страны под общим названием «Рассказы улицы Свободы». (Об идее создания выставки и первых «взносах» лиепайчан уже рассказывал.)  

Больше полусотни лиепайчан, а также музеи Лиепайской 1-й государственной гимназии и 10-й Лиепайской средней школы имени Я.Чаксте принесли сотрудникам Лиепайского музея настоящие сокровища. Экспозиция получилось потрясающе насыщенной. По времени она делится на два блока: первый — борьба за свободу сто лет назад и Первая республика, второй — период третьего Пробуждения.

— Благодаря отзывчивости горожан выставка получилась очень эмоциональной и человечной, — подчеркнула на открытии директор Лиепайского музея Даце Каркла. — Лиепая — колыбель латвийского государства, и во времена третьей Атмоды здесь было второе по величине бюро Народного фронта в Латвии. Надо учесть и диссидентскую группу «Хельсинки-86». Эту

выставку мы создавали как мост между Первой независимостью и до того периода, когда снова родилась идея о свободе и стало воссоздаваться латвийское государство.

Остальные официальные речи на открытии опустим — рассказы участников выставки гораздо интересней. Председатель правления предприятия Elpa Гундар Сисенис пришел на открытие выставки в военной форме. Тоже связь времен и поколений получилась. Для его семейных фотографий выделена отдельная этажерка. Продолжим рассказ о снимке 1919 года.

— Оба моих деда тогда еще не знали, что они будут родственниками, — улыбнулся Гундар. — А вот на этой фотографии братья моего деда, Андрей и Янис Гутманисы, это примерно 1916 год, Петроград. Они тогда были подпоручиками в артиллерии. Их еще и в Сибирь занесло, к белым атаманам, Первая мировая для них закончилась в Китае, в Харбине. В 1921-м вернулись в Лиепаю. А вот здесь они уже в латвийской армии. Янис Гутманис был в 1939-м командиром подводного флота, который базировался здесь, в Лиепае. Один из братьев был морским капитаном, другой подполковником, заведовал артиллерийской лабораторией. В 30-е они вместе с еще двумя офицерами создали пороховую фабрику, она была в Нице. Как раз тогда Кегумская ГЭС строилась, они выиграли конкурс на поставку взрывчатки. Один из братьев в 40-м уволился из армии и выжил, эмигрировал в конце войны в Германию, потом переехал в Америку. А второго брата, морского капитана, арестовали и в 41-м расстреляли, как многих других латвийских офицеров...

— Гундар, погодите, ваша семья ведь была в Сибирь выслана, как вы сумели сохранить фотографии?!

— Это родственники сохранили, которые не были высланы, и отдали мне эти снимки. А то, что было дома у нас, не сохранилось. А вот это я в Сибири, — показывает Гундар на фотографию, где на фоне жалкого строения стоят две женщины и малыш, — это бабушка моя, это тетя... Это 55-56-й год, мне тут пять лет. А вот это (на снимке молодой Гундар в советской военной форме — Л.М.) — 1988-й. Я был старшим лейтенантом запаса, и меня здесь в Лиепае, в Тосмаре, призвали на последние сборы.

— Про высылку расскажите...

— Моих выслали в 49-м, дед тут остался. Предки были крестьянами. Отец учился здесь в техникуме, он был на 4-м курсе, когда его со всей семьей сослали в Омскую область. А мама училась на втором курсе университета, их сослали на Дальний Восток, в Амурскую область. Потом мама узнала, где бабушка, и ей разрешили из Амурской области переехать в Омскую. Бабушку я так и не увидел, она болела, ее в ссылку прямо с кровати забрали, она умерла через год, еще до моего рождения... Там мать с отцом встретились, поженились, родился я. В 56-м мы обратно и вернулись, а отец там остался. Он в 97-м умер, я его похоронил здесь, в Лиепае. С группой Дзинтры Геки (автор фильмов «Дети Сибири», «Куда исчезли отцы?» и других, посвященных сталинским репрессиям) года четыре назад ездил туда, кладбище нашли, а бабушкину могилу — нет. Да и деревни той больше нет. Она называлась Черный куст…

Такого очень личного на выставке немало. К примеру, учительница истории Ириса Отрупа принесла офицерскую саблю своего отца Яниса Отрупса. Он невероятно ею дорожил и прятал за стрехой сельского дома в Медзской волости. Показал свое сокровище детям, когда они уже подросли. Для него эта сабля была символом независимой Латвии, поддерживала мечту об освобождении страны.

Начальник полиции самоуправления Лиепаи Улдис Новицкис обогатил экспозицию частью своей коллекции — он собирает информацию о тяжелоатлетах Лиепайского спортивного общества «Олимпия».

— Это мое хобби — штангисты Лиепаи и Латвии, — улыбнулся Улдис. — Где-то с 1890 года, довоенное время и чуть-чуть военное. Вот на этой фотографии 1935 года шествие «Олимпии» во время спортивного праздника. Заодно парни рекламировали спорт. Достижения у наших тяжелоатлетов были неплохими. Самый сильный был Янис Заулис, он был полицейским, так что мой интерес к нему очень велик. Начинал он году в 1932-33-м, в конце 30-х был руководителем секции тяжелой атлетики в Лиепае. На латвийском уровне его результаты были на 2-3 месте. Первым обычно был рижанин Алберт Озолиньш. После войны Заулис эмигрировал в Австралию, дожил, если не ошибаюсь, до 1989 года. Наш тяжеловес Волдемар Звейниекс в 1928 году стал чемпионом Латвии. Правда, в том году не стартовал самый сильный тяжеловес, Карлис Лейландс, но все равно, тот год был победным для Лиепаи. И конечно, Волдемар Темпелфелдс, он жил в Лиепае до 1935 года, потом переехал в Ригу, входил в сборную Латвии. Он был в наилегчайшем весе и становился чемпионом Латвии с 1935-го до 39-го года включительно. В том году

Латвия хотела провести у себя чемпионат мира, но помешала Вторая мировая война.

Вот здесь — рамочка с наградами и знаками, есть даже значок так и не состоявшегося чемпионата мира, он первый слева в верхнем ряду. Олимпийский значок — третий слева; медаль Фрициса Эйниса 1938 года под номером 10. Ее рижане подарили ему, как сильному лиепайчанину, он взял самый большой вес. Фотографии тут есть, бланки тех лет. А это — маленький кубок Волдемара Звейниекса, он погиб в 1942 в Вятлаге...

Есть на выставке экспонаты о Лиепайском театре, опере и цирке времен Первой республики; о легендарном фотографе, владельце Ērģeļu un harmoniju fabrika Юрисе Бокумсе. В 1919 году в своей фотомастерской на улице Паста Юрис Бокумс фотографировал членов Временного правительства Латвии. Всего не перечислить!

Но изюминкой открытия выставки стал дивный перформанс, подготовленный хореографом Иевой Кемлере вместе с танцорами Зане Прокофьевой и Роландом Штейнбергом. Художник Дидзис Паеглис и художник по гриму Майрита Ламберте превратили троицу в персонажей старинной фотографии — не черно-белой даже, а сепии. Посетители сначала приняли парочку за столиком кафе и милую девушку на прогулке за манекены, но когда эта троица стала танцевать под музыку 20-30-х годов!.. Это был полный восторг! Позже публика активно с ними фотографировалась.

  • Выставка «Лиепайские рассказы о свободе» проходит не в музее, а на улице Пумпура 5 (где относительно недавно был ресторан). Время работы — с 10.00 до 18.00 без выходных. Вход свободный. Выставка открыта только до 28 октября.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное