Что и почему нужно знать о том, как латыши заняли Петроград

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Восьмого декабря 1917 года в Петроград из Видземе прибывают военные эшелоны с 6-м Тукумским латышским стрелковым полком. Полк должен поддерживать порядок в контролируемой большевиками российской столице. Из стрелков, наиболее верных новой власти, формируют отдельную роту, которой доверяют охрану правительства Советов.

Самые важные факты

1. Большевики объявляют конкурс

ПРОЕКТ

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.

Для охраны здания Смольного института, где находится российское советское правительство — Совет народных комиссаров, формируется отдельная сводная рота латышских стрелков.

Из каждого латышского полка отбирают 40 надежных стрелков и одного офицера, которых зачисляют в упомянутую роту.

Претендентов, выбранных по рекомендации полковых комитетов и большевистских организаций, утверждают на общем собрании полков.

В основном отобранные солдаты — тоже большевики.

Латышские стрелки 6-го Тукумского полка у здания английского посольства. Петроград, 1917 год. (Чтобы...
Латышские стрелки 6-го Тукумского полка у здания английского посольства. Петроград, 1917 год. (Чтобы увеличить изображение, кликните на него.)

 

В целом в латышских стрелковых полках насчитывается всего около 2 тысяч большевиков (примерно 6% общего состава).

Сводная рота прибывает в Петроград 9 декабря. Сразу после это в Смольном

328 латышских стрелков собираются в актовом зале, с ними говорит Ленин.

Роту размещают на третьем этаже здания.

2. Латыши в столице

В Петроград отправляется не только сводное подразделение, сформированное из пробольшевистски настроенных стрелков, но и один из полков — 6-й Тукумский. После большевистского переворота

офицеры этого полка в основном отказываются сотрудничать с Военно-революционным советом и оказываются под арестом.

В их числе — и командир Кришьянис Беркис. Полк достаточно большой — около 2,5 тысячи человек. Из-за нехватки офицеров его боеспособность невысока, однако для поддержания порядка использовать эту силу можно. Полк в Петроград прибывает 8 декабря и заступает на охрану стратегически важных объектов, в том числе — Таврического дворца, где планируется заседание Учредительного собрания.

4. Остальные ехать не хотят

Большинству латышских стрелков не нравится мысль, что их могут отправить в Россию. Это вполне понятно: стрелковые части создавали для защиты территории Латвии, и большинство под ружье пошли, чтобы избежать службы вдали от родины. Однако пресса распространяет информацию, что стрелков, возможно, используют для разгона Учредительного собрания — и многим это кажется неприемлемым. Через неполные две недели после отъезда тукумского полка в Петроград в Цесисе проходит Пятый съезд латышских стрелков. Седьмой Бауский полк еще до этого принимает резолюцию: латышские стрелки должны остаться в Балтии, отправлять в Россию их нельзя. Остальные полки также не выказывают желания следовать в Петроград за 6-м Тукумским.

Почему это важно: у стрелков еще были надежды

Латышские стрелки конца 1917 года ждали со страхом и надеждой. Они очень рассчитывали на создание корпуса латышских стрелков — это обещал новый главнокомандующий российской армией. План формирования корпуса предполагал создание двух латышских дивизий с кавалерией, артиллерией и различными техническими частями, которых стрелкам так не хватало в предыдущих боях. Предполагалось, что корпус объединит всех служащих в российской армии латышей. На командование претендовал Юкум Вациетис (Иоаким Вацетис).

Вторая — правда, достаточно слабая — надежда была связана с приходом большевиков к власти. Большевики обещали мир без аннексий и контрибуций, что в случае успеха предполагало скорое возвращение стрелков домой, в Курземе и в Ригу. Однако многим стрелкам не нравилась попытка использовать латышские части «в большой политике», как и переброска в Петроград, Москву или более отдаленные российские регионы. В ближайшую пару месяцев большевикам удалось отправить в Россию «в командировку» еще пару латышских полков, однако в основном стрелки отказывались уезжать из Латвии.

Латышские большевики жаловались, что стрелков мало интересует «текущий момент» и вообще политические вопросы, их скорее занимают карты и попойки.

Латышские стрелки-красногвардейцы. Валка, ноябрь 1917 года.   (Чтобы увеличить изображение, кликните...
Латышские стрелки-красногвардейцы. Валка, ноябрь 1917 года. (Чтобы увеличить изображение, кликните на него.)

Правда, и в Латвии жизнь стрелков не была легкой. Не хватало продуктов питания, нечем было топить, начался транспортный кризис. Стрелки категорически отказывались отправляться на фронтовые позиции, которые фактически больше никто не занимал.

Российская армия превратилась в банду дезертиров и разбойников, которая рыскала за линией фронта и грабила крестьян.

Полки стрелков направлялись для поддержания порядка. Некоторых большевики пытались привлечь в ряды Красной гвардии, которую постепенно начали формировать в Видземе и Латгалии. Однако большинство стрелков, постепенно демобилизовавшись, покинули армию. Подразделения таяли, как весенний снег.

В октябре 1917 года в полках было 30 тысяч стрелков, а в начале февраля 1918-го — менее 15 тысяч.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное