Самые важные факты
1. Страздумуйжское перемирие
ПРОЕКТ
Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года Rus.Lsm.lv будет со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Проект включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в группе в Facebook. Этим «займутся» персонажи, как бы живущие в то время и рассказывающие о нем. Они — виртуальные, но ни в коем случае не «фейки», а, скорее, актеры, играющие в исторической постановке.
В конце июня 1919 года линия фронта приближается к самым границам Риги. Бои кипят на широкой дуге — от Саласпилса до Гауи и до устья Даугавы. Обе стороны в этой борьбе несут серьезные потери, но ни одна не может сломить сопротивление противника.
Исход битвы на Югле решает успешный маневр эстонского флота, который входит в Даугаву и занимает Даугавгривскую крепость, что ставит под угрозу главный путь снабжения германцев — рижские мосты через Даугаву.
В результате германцы (правительство Андриева Ниедры уже неделю как исчезло с политической сцены) вынуждены подписать Страздумуйжское перемирие. Военные действия прекращаются 3 июля в полдень.
ЦИТАТА
«После обеда мы отправились к Воздушному мосту, в конце Александровской улицы. Люди в радостном ожидании уже собрались вдоль улицы, у многих в руках цветы и травы, один-два цветочка попали и в наши ряды. Придя на место, мы получили весть, что северяне здесь же за церковью Креста, только еще надо уладить какие-то формальности с комиссией союзников. За это время шоссе и края Александровской улицы, сколько только можно было видеть, заполонили люди. Наконец, через пару часов ожидания, по рядам встречающих прокатилось: «Идут, идут, северяне идут!»
На мосту появился Балодис со штабом, поздоровался с ротой, и в тот же момент мы заметили на шоссе вдали приближающихся друзей. Все ближе они подходили, и все громче становилось ликование толпы. Потом уже можно было различить едущего впереди на белом коне знаменосца с большим национальным флагом в руках, за ним — какого-то человека с клиновидной бородкой — полковника Земитанса. Далее следовал кавалерийский эскадрон, потом знаменитые участники Цесисской битвы со своим командиром полковником Беркисом, артиллерия с полковником Калниньшем и опять пехота.
«Смирно! На караул!» — долгожданный момент пришел, командир северян спешился и сердечно поприветствовал полковника Балодиса. Можно видеть, что оба тронуты, они многое могли бы друг другу сказать, но народное ликование ясно выражает их мысли: хорошо, что мы едины.
После недолгой задержки шествие движется дальше, и мы можем увидеть, как приходят наши друзья: одеждой они гордиться не могут, такой пестрый состав мне пришлось видеть только в нашей первой добровольческой роте в Курземе. У большинства — зеленые красноармейские рубашки, у других — сельский домотканый пиджак и белые штаны из мешковины, еще кто-то надел что-то непонятное — то ли френч, то ли женский шушун. Обувь у всех без исключения плохая, большинство — совсем босые. У пары на ногах германские «танки» — их получили в честной, трудной борьбе»
Из воспоминаний Яниса Киселиса
Перевод Rus.lsm.lv
Германцы оставляют столицу Латвии и порядок в ней берется поддерживать латышская отдельная («Южнолатвийская») бригада под командованием Яниса Балодиса — она до этого формально подчинялась Ландесверу.
2. Приход босоногой армии
Миссия стран-союзниц по Антанте, опасаясь грабежей и мести остзейскому гражданскому населению, запрещает входить в Ригу эстонским военным силам.
Бойцы эстонского эскадрона с огорченными лицами вынужден повернуть — в Ригу могут войти только отдельные солдаты эстонской армии, но не целые подразделения.
Сперва запрет касается и Северолатвийской бригады, однако 6 июля, через день после ухода из города последних германских частей, конница и артиллерия Второго цесисского кавалерийского полка, а также батальон бригады Балодиса, перешедший на эстонскую сторону, с триумфом входит в Ригу.
Большая часть солдат так плохо одета и обута, что их порой называют «босоногой армией».
Почему это важно: в Риге появляется «улица Свободы»
Праздник 6 июля стал крупнейшим из тех, что Рига видела с начала Первой мировой войны. Ни проводы латышских стрелков в 1915 году, ни мероприятия германских оккупационных и советских властей не рождали в жителях такого восторга. Александровскую улицу, по которой в Ригу вошла Северолатвийская бригада, в 1923 году переименовали в улицу Свободы. У постамента памятника Петру I (место современного Памятника Свободы) прошел общий военный парад «южан» и «северян», и праздник продолжался до поздней ночи. Не обошлось, однако, без беспорядков — в перестрелке пьяных военных со стражами порядка ночью погиб один солдат, несколько получили ранения.