Миллионер — это определение приклеилось к нему быстро. А действительно ли так легко стать миллионером в профессиональном боксе? Или Бриедису просто повезло? Чтобы досконально разобраться в этом вопросе, надо обращаться к сведующим и компетентным людям. Выбор пал на Романа Даболиньша, который сам в свое время боксировал на профессиональном ринге, завоевывал титулы, был чемпионом мира, правда, по кикбоксингу, а ныне он комментирует бокс на одном из латвийских каналов.
Роман Даболиньш именно тот человек, через руки которого с начала 2000-х годов прошло несколько десятков латвийских, да и не только латвийских боксеров, продолжающих искать счастья на рингах Европы, Америки и даже Африки, пытающихся заработать свой миллион. Пока что это удалось лишь Бриедису, который чемпионом Латвии был всего-то два раза. Анатомия успеха Бриедиса и крушение стереотипов о баснословных гонорарах в мире профессионального бокса — обо всем этом в эксклюзивном интервью для Rus.lsm.lv.
Чтобы разобраться — кто он, всего несколько деталей и фактов из биографии 46-летнего эксперта. Роман Даболиньш - президент Baltic Boxing Team, вице-президент спортивного клуба «Ригас Рингс», начал заниматься единоборствами в 16 лет, то есть еще в советские времена. В полноконтактных боях по различным видам единоборств провел 112 боев, одержал 71 победу. По кикбоксингу среди любителей выступал на пяти чемпионатах мира и на четырех чемпионатах Европы. А еще он двукратный чемпион мира по кикбоксингу среди профессионалов по версии WPKA (1999 и 2002 годы), многократный чемпион Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и Белоруссии по кикбоксингу, обладатель титула Gladiator (20 раундов свободного боя по разным правилам полного контакта с постоянно меняющимися противниками – на каждый раунд новый противник!), чемпион Бельгии по боксу среди профессионалов (2007). Даболиньш активно боксировал с 1991 по 2010 годы. Далее — другая жизнь и работа на другом поприще по организации боев и проведению турниров.
С чего начинался профессиональный бокс в Латвии
Завязка этого сюжета была традиционной - выступая на ринге в качестве профессионального бойца, он контактировал с коллегами за границей и многими организаторами матчей, которые нет-нет, да и спрашивали его о латвийских спортсменах, которые готовы были бы так же, как и он, выступать в профессиональных боях. С этого, в принципе, все у него и началось.
Первое предложение по профессиональному боксу из команды Романа получил Антон Федюнин еще в 2000 году. И с этого момента ребята из его команды начали регулярно выступать на профессиональном ринге, правда, под эстонской лицензией, так как в Латвии была непонятная ситуация с правовым статусом профессионального бокса. Но уже в 2004 году был сделан важный шаг - зарегистрирована организация Baltic League of Martial Arts, которая вскоре вступила в EBU (Europen Boxing Union), став официальным членом этой организации, представляющей Латвию в Европе под названием Baltic League of Pro Boxing.
Первым чемпионом мира из Латвии в профессиональном боксе стал Юрий Борейко (это был бой с россиянином Русланом Якуповым в Санкт-Петербурге, который Борейко выиграл нокаутом уже на 40-й секунде). На кону этого 12-раундового поединка стоял вакантный пояс чемпиона мира по версии TWBA (Трансатлантическая ассоциация профессионального бокса) в среднем все (до 72,5 кг). Позднее, в 2008 году, тяжеловес Эдгар Калнарс в поединке за вакантный титул Latvia International heavyweight title встретился с австралийским боксером Франклином Эгоби, одержав победу по решению судей. Это было самое начало, если говорить о титулах. Запомнилась победа на Кипсале латвийского боксера первого тяжелого веса (до 90,7 кг) Артура Куликаускаса в поединке за вакантный титул Latvia International cruiserweight title, когда он выиграл по очкам у не имевшего на тот момент поражений француза Юры Каленги (позже Каленга стал чемпионом мира по версии WBA). Нельзя не упомянуть и успех Олега Федотова в Польше, когда в том же 2008 году в Познани наш средневес в поединке за вакантный титул Global Boxing Union World middleweight title техническим нокаутом в девятом раунде победил хозяина ринга Марчина Пятковски. А как не вспомнить Элвиса Михайленко, которого канал «Евроспорт» первым показал из латвийских мастеров кожаной перчатки.
Так что Бриедис во всей этой истории с профессиональным боксом тут явно не первопроходец. Были и до него у нас чемпионы мира. Другое дело, что Бриедис смог стать сильнейшим по одной из ведущих версий.
«Перчатки Гольфстрима» и Балтийская лига единоборств
— Роман, с чего начинался профессиональный бокс в Латвии, ведь явно не с Майриса Бриедиса?
— Когда-то у нас боксировал белорус Вячеслав Яновский, олимпийский чемпион Сеула, был у нас такой клуб «Перчатки Гольфстрима». Многое чего было, если вспоминать досконально. C этого клуба, в принципе, и все пошло... Именно - создание Латвийской федерации профессионального бокса, которую возглавил Вячеслав Бодня. На самом деле это была никакая не федерация, а спортивное общество. Это если говорить о юридических тонкостях.
— А что было тогда у тебя?
— К тому моменту у меня уже была Балтийская лига единоборств - Baltic League of Martial Arts. 2004 года стал для меня знаковым — за титул чемпиона Латвии я боксировал с Элвисом Михайленко, параллельно ведя и менеджерскую работу. И уже тогда было много недовольных федерацией Бодни, многие подходили ко мне с одними и теми же вопросами — как организовать бои по правилам профессионального бокса. Тогда-то и возникла идея создания Балтийской лиги профессионального бокса (Baltic League of Pro Boxing). Так все начиналось и так все завертелось. Тогда-то я начал работать с Алексеем Кособоковым. Прошло некоторое время, в течении которого произошло еще несколько историй и трансформаций. В итоге сегодня Латвийской федерацией профессионального бокса заведует Андрей Ахмедов, его федерация входит в состав Латвийской федерации любительского бокса.
— Выходит, что именно ты стал тем посредником или точнее - менеджером, который первым стал отправлять латвийских боксеров драться в другие страны?
— Было это очень давно, больше 15 лет назад. Наверное, есть смысл говорить о 2002-2003 годах, когда ребята стали регулярно ездить через меня за рубеж. Сначала боксировали под эстонцами, потом мы у себя дома учредили собственную организацию, грамотно вступили в EBU (Europen Boxing Union) – Европейский боксерский союз, и того момента уже в Латвии профессиональный бокс стал развиваться в таком виде, в котором мы его видим сегодня.
— Ты подсчитывал, сколько ребят прошли через твои руки, тех, кто является профессиональным боксером и которые этим зарабатывают себе на жизнь?
— Человек 30 примерно будет. Самые известные из них — Борейко, Федотов, Калнарс, Куликаускас, Михайленко. Михайленко в этом ряду — просто лучший. Он первый в Латвии, кто стал в своей весовой категории чемпионом Евросоюза, кто стал Интерконтинентальным чемпионом мира по версии WBA, потом он долго боксировал в Англии, от этой страны и по английской лицензии. Только после них свой пояс взял Бриедис. Кажется, по версии малозначительной IBA (Международная боксерская ассоциация).
— Кстати, в свое время с Бриедисом как раз работал Михайленко, но расстались они явно не друзьями и все из-за денег.
— А одним из лучших профессиональных боксеров я все равно считаю Евгения Андреева. Почему? Может его послужной список не такой впечатляющий, но зато он боксировал против многих чемпионов мира, практически во всех весах, и что важно, всегда боксировал до конца, все отведенные раунды. То есть он никого не боится, а выходит на ринг и честно делает свою работу. Он никакая не звезда, но его ценят как серьезного оппонента на самом высоком уровне. Кстати, за его плечами уже больше 100 боев на профессиональном ринге. А это — солидный показатель.
В дебрях многочисленных версий
— Во всех этих версиях непосвященному можно легко запутаться.
— Их действительно много. Но главных всего четыре — WBC, в которой как раз Бриедис на сегодня является чемпионом мира в первом тяжелом весе, а еще WBO, WBA и IBF. Но хочу сразу заметить вот что — не версии делают боксеров великими. А наоборот — боксеры делают их престижными. Ведь тому же Майку Тайсону было без разницы — по какой версии он чемпион мира. Он выходил и побеждал. И мало кого тогда интересовало — что у него за чемпионский пояс, по какой такой версии. Так что все эти организации — все же некоторая условность.
— Можно ли сказать, что наша боксерская рабочая сила — это такое пушечное мясо для чемпионов?
— Ни в коем случае. Да, у нас из популярных боксеров только Бриедис выбился в люди, скажем так. Но все равно латвийские профессионалы котируются выше, нежели грузины, словаки, румыны. Нас ценят в таких боксерских державах, как Франция, Италия, Англия, Германия.
— А чем наши лучше?
— По уровню подготовки и мастерству. Наши не падают, как те же грузины. Они слишком горячие, но уступают в технике. Латвийские боксеры ценятся выше словаков или румынов, а значит и стоят дороже.
Про гонорары большие и маленькие
— Вот так плавно мы и переходим к теме гонораров. Как президент Baltic Boxing Team ты ведь в курсе дела?
— Сенсаций не жди. Сегодня в профессиональном боксе гонорары у срелднего уровня боксеров такие, что на них не проживешь. Это приятный бонус к твоим тренировкам и выездам на бои за границу, не более того. Но на одних боях далеко не уедешь. Вот почему наши боксеры занимаются чем-то еще, и таких ребят становится в Латвии все меньше и меньше. Для меня это очевидно - сейчас у меня в обойме человек десять осталось.
— Даже Бриедис, за последний бой официально получивший от WBSS 600 тысяч евро, из полиции не уходит. Так вот, почему ребята все реже посвящают свою жизнь профессиональному боксу?
— Тут есть две причины. Во-первых, сейчас вообще единоборства не так популярны, как раньше. Нет больше кикбоксинга, каковым он был раньше, К-1 тоже канула в лету. Есть ММА, бои без правилв клетке, есть раскурученный Коннор Макгрегор, но пройдет время, и эта популярность тоже пойдет на убыль. Бокс все же — классика, но и он переживает не лучшие времена. Да, в зал приходят молодые люди, но я работаю в клубе «Ригас Рингс» вместе с Евгением Петуховым и отчетливо вижу — люди приходят заниматься боксом ради фитнеса, а не ради ринга. Второе — те, кто хочет боксировать и зарабатывать этим деньги, пока куда-то выбьются, не выдерживают. Всем нужно на что-то жить, все уезжают работать. Им не до бокса.
— Кто же остается?
— Те, кто продолжает тренироваться параллельно своей основной работе и, по возможности, выезжает по приглашениям на бои. И все эти гонорары — как бонус, не более того.
— Какие они?
— Начиная от 500-600 евро за бой и до 2000 в среднем.
— А что — можно жить...
— Да ладно... Никогда с такими гонорарами богатым не станешь, боксировать ведь каждую неделю не будешь. В среднем — бой в месяц. Вот и считай: кто-то за год проводит под 10-12 боев, но таких единицы, кто-то один, два или три.
Не боксировать за еду, а за бонусы
— За еду, то есть, не боксируете
— Ну зачем же так... Я как раз и регулирую этот процесс. В той же Европе матчи организовывают человек пять, которых я хорошо и давно знаю. Остальные — случайные люди. И если хоть один раз я соглашусь отправить бойца за 100 евро, все остальные сразу же узнают. И я всегда буду стоить столько. Поэтому я пытаюсь для наших боксеров держать определенную планку.
— От чего зависят эти гонорары?
— Кто ты, кто твой противник, кто платит, сколько раундов бой. Тут много вводных.
— А какие еще бонусы можно с этого получить?
— У тебя появляется не просто возможность увидеть мир, побывать на всех континентах, благо латвийский паспорт такую возможность дает, но и боксировать в таких экзотических странах, в которых ты бы навряд ли побывал как турист.
— И что это за экзотика?
— Таити, Мартиника, Реюньон, Гваделупа, ряд африканских стран, Япония.
— А кто-то из наших боксировал, например, в Лас-Вегасе — Мекке профессионального бокса США ?
— Чего не было, того не было. Ни наши, ни эстонцы с литовцами, которых я тоже курирую. Попасть туда можно, но надо быть выше по рейтингу, хотя бы в своем весе входить в топ-50. Плюс, многое зависит от агента, с которым ты работаешь.
Все под контролем спортивной медицины
— Давай поговорим о другой стороне бокса - травмах. Это ведь опасно, когда тебя регулярно бьют по голове.
— На эту тему уже столько сказано-пересказано, столько проведено исследований и сделано заключений... Бокс является идеальным видом спорта в том смысле, что в нем нужны все качества: сила, ловкость, выносливость, координация, гибкость, скорость. Все нужно. Только надо четко осознавать — что тебе надо от бокса. Почему он так популярен как фитнес? Не надо заниматься ради того, чтобы выйти на ринг. Это удел профессионалов, которых, как я уже говорил, у нас становится все меньше. Можно постоять в паре, побить грушу, хорошо размяться. Бокс сейчас очень популярен среди женщин. Сегодня бокс не входит даже в первую десятку самых травмоопасных видов спорта.
— Ничего приятного нет в том, что тебя, извините, бьют по морде.
— Но ты же выходишь на ринг подготовленным и представляешь при этом, что тебя ждет. Ты готов к бою, ты готов защищаться. Когда ты играешь в футбол, то ты точно не готов к тому, что кто-то тебя ударит бутсой по лицу или по ребрам. Так ведь? Есть другие виды спорта, весьма жесткие, начиная о регби и заканчивая велоспортом. Везде есть свой риск.
— Насколько я знаю, в боксе всегда присутствует жесткий медицинский контроль. Так ведь?
— Совершенно верно, причем самый строгий. По правилам профессионального бокса, не реже раз в году боксер должен проходить процедуру МРТ - магнитного резонанса головы, исследование глазного дна у окулиста, делать кардиограмму сердца при нагрузке и в спокойном состоянии, плюс общий осмотр. Если проигрываешь нокаутом или досрочно техническим нокаутом — магнитный резонанс головы назначается незамедлительно. При этом, если боксер проигрывает бой нокаутом, он не может выходить на ринг 45 дней, то есть полтора месяца, если по какой-то причине уступил техническим нокаутом — 28 дней.
О феномене чемпиона мира из Риги
— Давай немного о Бриедисе. В чем его феномен, он ведь всего пару раз был чемпионом Латвии по любителям, но явно был не лучшим? И тут такой взлет... Он даже выигрывал у англичанина Дэнни Уильямса. Того самого, который в 2004-м отправил в нокаут самого Тайсона. А тут такой облом в Риге.
— Уильямс в 2013 году прилетал в Ригу уже «мешком», упав на ринге «от воздуха». Потом я как-то встретил его в аэропорту, и он начал оправдываться — знаешь, мол, мне надо платить по счетам, за учебу дочки и так далее. В общем, мне все было понятно. А что касается Бриедиса, то мое мнение — он не засиделся в любителях, он очень вовремя ушел в профессионалы. У него еще оставался ресурс для нового витка.
— И этим ресурсом он сполна воспользовался?
— У него сразу здорово пошло. Вспомним бои в рамках турнира Biggers Better в 2012 году. Уже тогда было понятно — он полностью адаптировался к профессиональному боксу, потому что в сравнении с любительским тут очень много различий. У Бриедиса нет такого длинного «бэкграунда» в любительском боке, и это его плюс.
— Бриедис растет как профессионал, и с этим, мне кажется, невозможно спорить.
— Тут большую роль играет команда, его окружающая, то есть в какие руки ты попадаешь. Бриедису в этом плане, наверное, повезло — к главным боям его подводили плавно, аккуратно и грамотно. Сам Бриедис, при этом, трудолюбивый парень, который может позволить себе сегодня не работать, а только тренироваться.
— Что скажешь о его скандально известном менеджере Бриедиса - Ал Сиесте?
— Это на самом деле хорошо известный в боксерских кругах Альберт Хачатуров, гражданин России, человек с неоднозначной репутацией. Но сегодня я бы не хотел кого-то осуждать или обвинять в чем-то. У Бриедиса есть результат. Конечно, это в какой-то степени и стечение обстоятельств: своевременное появление спонсоров, нужных тренеров, спарринг-партнеров, «правильных» соперников и так далее. Когда надо было, он выиграл пару боев не дома, а уже за границей, когда нужно было — вовремя поднялся в рейтинге, когда мог себе позволить — отказывался от роли спарринг-партнера на хороших финансовых условиях, потом пошли титульные поединки и чемпионские пояса. Все грамотно... Что я могу сказать? Он молодец!
По первому зову – на край света
— Настало время, и Бриедис мог уже выбирать.
— А наши ребята — не могут. Зовут — как правило летим. Бывает, звонок раздается рано утром, а вечером кто-то из наших боксеров уже выходит на ринг в Англии или Италии. И у меня такое было. Иногда даже побеждаем. Ну а Бриедис, наверное, не испытывал тогда материальных проблем, потому мог позволить себе соглашаться не на все вызовы. Он мог выбирать, и выбирал, судя по всему, правильно. Сейчас Бриедис по праву наслаждается своей славой, он это заслужил. Да и о боксе стали говорить гораздо громче, хотя занимающихся не становится больше. Но все равно не завидуйте Бриедису. На самом деле хлеб профессионального боксера ох какой нелегкий.
— Как завершится январский бой Бриедиса с Александром Усиком — украинским чемпионом мира по версии WBO и Олимпийским чемпионом Лондона-2012 в полуфинале первого тяжелого веса Всемирной боксерской суперсерии?
— У Бриедиса точно будет шанс. Это я могу сказать однозначно. Даю в процентах - 60 на 40 в пользу Усика. У Бриедиса есть ударная мощь, и если он сумеет пробить свой «лаки панч» - счастливый удар, выиграет он. Если бой завершится по очкам, скорее всего победит украинец.
— Хотелось бы увидеть еще один бой Бриедиса в Риге. Согласен?
— Я тоже не против. Никогда такого ажиотажа вокруг боксерского поединка в Латвии, как в сентябре, не было. Никогда.