Мы богаты на хороших вратарей — тренер голкиперов Артур Ирбе

Подготовка хоккеистов сборной Латвии к очередному чемпионату мира, который стартует в Чехии 10 мая, в полном разгаре. Восемь проверочных игр должна провести в общей сложности наша команда. И две встречи уже позади, когда на льду «Даугавы» австрийцы были переиграны с одинаковым счетом 3:2 в серии буллитов. Как можно догадаться, именно вратари играли решающую роль. В данном случае Ивар Пунненов и Эрик Витолс. Вратарский вопрос и впредь будет в эпицентре внимания, как это было и на предыдущем мировом первенстве, ставшем для латвийского хоккея историческим.

«Бронза» команды Хария Витолиньша стала приятным сюрпризом и грандиозным подарком всем латвийским болельщикам. А еще тот турнир запомнился тем, что лучшим вратарем и самым ценным игроком чемпионата мира был впервые признан латвийский вратарь Артур Шилов. Вот почему в эти дни пригласить на разговор тренера вратарей сборной Латвии Артура Ирбе было вполне логичным решением.

- Правда ли это, что главному тренеру сборной Латвии Харию Витолиньшу будет куда проще выбрать пару десятков защитников и нападающих на этот чемпионат мира, нежели тренеру вратарей определиться с одной кандидатурой первого номера, когда выбирать придется из трех – из того же Шилова, Элвиса Мерзликина – еще одного вратаря из НХЛ, а также лучшего голкипера чемпионата Германии Кристерса Гудлевскиса?

- С этой проблемой я сталкивался и раньше. Честно, я бы не хотел оказаться в такой ситуации, если бы сам еще играл в воротах, когда тренеру надо выбирать одного из нескольких вратарей. Поэтому, логично, вратарю надо иметь менталитет, что, мол, я такой один и именно я должен играть. О других много думать не нужно и не нужно никому уступать место в воротах. Такой менталитет не нужен. Все нужно доказывать своей работой. Для меня это вполне нормальная проблема. Разумеется, кто-то будет огорчен. Он не должен остаться недовольным, он может быть огорченным. И это я принимаю. Вратари должны делиться своими чувствами. И это нормально. Моя мысль, как тренера вратарей такая – я стараюсь быть сразу проактивным. То есть заранее предупредить кандидатов – что мы от каждого ждем, что будет происходить, с чем надо будет считаться. У меня есть план, и я хочу, чтобы всем было хорошо, я со всеми буду работать. Но в конце концов мы настолько хороши, насколько хороши наши результаты. Ваш результат, ваша работа плюс результат всей команды и будут решающими – кто играет в воротах. Если мы вспомним предыдущий чемпионат мира, у нас было запланировано, что каждый вратарь заслуживает сыграть на турнире, показать себя. Но турнирная ситуация сложилась такая, что начиная с третьей игры каждая встреча для нас была решающей. Нам надо было ставить в ворота самого лучшего и надежного вратаря, чтобы для начала выйти из группы, после этого – чтобы попасть в полуфинал, после этого – чтобы побороться за золотые медали. Вот так все вышло и мой план изменился. Это все нюансы. Но,

главное, что вратари знали бы – какие правила игры.

И они знают, и шляпу долой – наши вратари были понимающими, поддерживали друг друга, не показывали свое недовольное лицо. И, конечно, Ивар Пунненов и Кристерс Гудлевскис не были очень счастливыми в тот момент, так как каждому хотелось был причастными к этому успеху. Но они сделали это по-своему. И это именно такой коллектив, который мы стараемся создавать.

- Самым ценным игроком прошлого чемпионата мира был признан наш вратарь, и как раз Артур Ирбе является в сборной Латвии тренером вратарей. Это совпадение?

- Это правда. Но с высоты своего опыта я могу сказать, и это может кому-то показаться странным, что моей задачей было стараться как можно меньше мешать Артуру готовиться к играм на этом чемпионате мира. Потому как он появился в команде с правильным настроем и отношением, он был хорошо подготовлен. И все наши разговоры и сотрудничество сводились по возможности к минимуму. Потому я сам вспоминаю свою карьеру, когда все идет, и идет хорошо. И тогда не надо ничего менять. Только можно проконсультироваться, поговорить и поддержать боевой дух. И все. Так что мне не было сложно и хорошо, что не надо было доказывать и показывать, что я там какое-то большое дело делаю. Скорее наоборот – я мог постоять в сторонке, когда надо что-то вроде и сказать. Потому что все происходит и все хорошо.

- И все же мне не давал покоя вопрос – почему так великолепно проявив себя на чемпионате мира, Шилов так и не заиграл стабильно в НХЛ?

- Случайно стать самым ценным игроком чемпионата мира невозможно. Надо быть классным вратарем, это разговор о качестве. Но в НХЛ у каждого клуба есть план, везде есть контракты, везде есть потолки зарплат. И именно последний фактор – потолок зарплат, является определяющим. В «Ванкувере» есть вратарь Демко – хороший вратарь с хорошим контрактом. Клубу не нужны три вратаря с большими контрактами. И я еще раньше неоднократно говорил, что Артур будет в НХЛ и сейчас я говорю то же самое. Но этот путь не будет таким стремительным, как многие сейчас ожидают. Я просто знаю, как работают планы. Это звучит жестоко, но «Ванкуверу» было более выгодно подержать Артура в своем фарм-клубе, чтобы ему не предлагать так быстро большой контракт. Пусть он проявит себя как один из трех вратарей… Там столько нюансов. Ему надо дождаться своего часа. Сейчас такой момент наступил, его вызвали в НХЛ, и он играет как гранд, он играет очень стабильно. Шилов показал, что он вратарь уровня НХЛ.

- Значит ли это, что у вратарей, которые играют за океаном – это Шилов и Мерзликин, есть преимущество и именно на них делает ставку в сборной Латвии Артур Ирбе?

- Конечно, у них есть преимущество. Потому как график чемпионата мира – частота матчей, сколько дней отводится на них, более похож на график чемпионата НХЛ, нежели на график европейских чемпионатов. Вот почему многие команды на чемпионатах мира используют двух вратарей. Вратари НХЛ готовы к таким нагрузкам, как и вратари из Американской хоккейной лиги. Потому как зачастую там играть надо три дня подряд. Но такой график позволяет прибавлять в силе и выдержке, как физической, так и ментальной. И это преимущество. У нас есть еще Гудлевскис, который в свое время также поиграл в Северной Америке. У нас есть Пунненов, есть Витолс, есть Григалс. У нас так много вратарей, из которых можно выбирать. Знаете, мы никогда не были бедными, если говорить о вратарях. Я думаю, что все это гены. Мы очень хорошие защитники и вратари. Нападающие? Здесь мы не настолько генетически выражены. Так что, говоря о вратарях, тут у нас никогда не будет дефицита.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное