Путешествие за лавандой в латгальский Прованс

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Один из символов французской провинции Прованс — ароматная лаванда — неизменно привлекает множество туристов со всего мира. Латвию это чудесное растение тоже не обошло стороной, многие знают о лавандовом поле в Видземе, близ Лимбажи. Однако свой миниатюрный Прованс имеется и в Латгалии, куда и отправился Rus.Lsm.lv.

Совсем недалеко от Даугавпилса, в поселке Мирный Лауцесской волости Даугавпилсского края, несколько лет выращивает лаванду Бернарда Кезика. Вышла на пенсию и отдалась любимому делу.

«Всё очень просто. Я банковский работник со стажем в 42 года. Всю жизнь думала о работе и зарплате, а сейчас занимаюсь тем, к чему душа лежит. Мирный — моя родина, и теперь я вернулась в родительский дом, где иногда мысленно разговариваю с мамой и папой. Их уже нет, но здесь их помнят земля, деревья, всё вокруг… Лаванда мне всегда очень нравилась. Сын меня иногда в Лимбажи возит, там семь гектаров для наслаждения. Посадила у себя 30 кустов. Прижились — начинают цвести после Лиго и цветут до конца июля. Ну, я подумала и распахала новый кусок земли, посадила еще 96 кустов. И это не конец. Вот мы с вами разговариваем в беседке, она задумана как беседка среди лавандовых полей — красота и релаксация. Работы тут хватает, но иногда мы с мужем всё бросаем и кайфуем в саду за бокалом вина. Или подруги мои приезжают чайку попить, я травяные чаи делаю», — рассказывает Бернарда.

Каждый самый легкий порыв ветра накрывал нас лавандовым ароматом, и я вспоминала вычитанную накануне поездки мысль Гиппократа о том, что «лаванда согревает мозг, уставший от прожитых лет».

Бернарда пробовала писать проекты, в том числе и связанные с выращиванием лаванды, но поддержки они не получили: «Был случай — мне одного балла не хватило, чтобы проект прошел. Я вначале расстроилась очень, а потом подумала, что напрасно огорчаюсь. Проекты — это ответственность и много бумаг, а так я свободна».

Госпожа Кезика не только любуется лавандой и наслаждается запахом, она еще мастерит разные милые безделушки с лавандовым акцентом. Например, стельки, способные освежить «уставшую» за день обувь. Или мешочки — локальные ароматизаторы, можно в руках потискать, когда стресс зашкаливает, и легче станет. Собирается делать ароматные украшения на шею и игрушки с запахом. Это всё — лавандовая линия.

Любит Бернарда и другое рукоделие — шить салфетки, скатерти, изготавливать подушки, реставрировать старую мебель — ее в доме немало осталось, к примеру, есть мамин шкаф 1948 года. Кезика меняет внешний вид окон и ставней своего дома в зависимости от времени года и праздников. На сей раз я увидела бабочек, которые как будто слетели с картин Ханта Слонема, чья выставка «Удивительный мир» сейчас проходит в Арт-центре имени Марка Ротко. «Нет, на выставке я пока не была, но собираюсь», — улыбается Бернарда.

Есть у нее и небольшой бизнес-опыт: в прошлом году участвовала в Днях Даугавпилсского края: «Продавала букетики лаванды и сувениры, заработала 85 евро. Кажется — много, но дети сказали — мама, ты отними затраты на дорогу, на материалы… В этом году Дни края отменили из-за коронавируса. Чтобы реализовывать продукцию, нужны всякие регистрации, опять же бумаги, денежные взносы. Я — за свободу. Если кому нужна лаванда, милости прошу, приезжайте».

В хозяйстве еще имеются небольшая березовая рощица, пруд, где достаточно шумно плескалась рыба, лечебные травы, разные цветы, ягодные кусты, молодые яблоня и груша. Старожил — грецкий орех: ему 50 лет и с 18 он обильно плодоносит. «У меня планов громадьё. Рядом с лавандой очень красиво смотрятся желтые цветы. Ноготки уже разрослись, теперь я подсолнухи посадила. Друзья саженцы дарят. Можно сказать, я потихоньку создаю парк Пожарского. Пожарский — фамилия папы», — говорит Бернарда.

Что еще? Взрослые сын и дочь живут в Даугавпилсе, родителей часто навещают. Хозяйка лавандовых полей рада, что дети не покинули Латвию, но нисколько не осуждает тех, кто уехал: «Для молодежи мир открыт. Хочется возродить гордость за свою страну. Я помню, как в 1976 году была в международном лагере на Апшеронском полуострове в Азербайджане. Уважали там латвийцев очень. Помню, как свекор рассказывал — гордились государством в годы Первой республики. Сейчас же… А главное — пахать надо. У нас столько прекрасной земли…»

Чтобы использовать этот ресурс, вам необходимо согласиться с применением файлов cookie.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное