По данным Продовольственно-ветеринарной службы на 2017 год, в Латвии работает 28 приютов для животных. Большинство из них являются обществами. Всего три приюта из этого списка имеют статус общественного блага — это общество Otrā māja dzīvniekiem, дом для животных Astes un ūsas и пансионат для животных Ulubele. Статус общественного блага дает налоговые льготы; налоговые скидки получают и те, кто такой организации жертвует.
Приюты финансируются из средств самоуправлений, еврофондов, содержатся благодаря меценатам. Есть приюты, которые целенаправленно не занимаются эвтаназией животных. Однако часть организаций такую услугу предоставляет. Например, приют может принять решение усыпить животное, если в течение двух недель не найден хозяин. Но в таком случае он обязан останки этого животного утилизировать.
Централизованной утилизацией животных, по данным Министерства земледелия, в Латвии занимаются три компании: SIA Reneta, SIA Baltic trade, SIA Grow energy. Однако на территории Латвии оборудование для утилизации есть только у Grow energy. Остальные останки животных в Латвии собирают и транспортируют к месту назначения — их оборудование находится в Литве и Польше.
Для части компаний утилизация животных — дополнительный бизнес. Например, Reneta занимается переработкой побочных продуктов животного происхождения — они производят костную муку и животный жир, который используют для производства кормов, удобрений, топлива, мыла и косметики. У Grow energy и вовсе основное направление — энергоснабжение.
Порядок утилизации умерших животных таков. Если найдено мертвое животное, нашедший должен сообщить об этом местному самоуправлению или напрямую связаться с компанией, которая занимается утилизацией. По словам представителей ПВС — с момента получения информации до сбора останков должно пройти не больше трех дней. Впрочем, признают — могут быть задержки. Останки животного должны быть доставлены либо на специальное хранение, либо напрямую компании-ликвидатору.
Сбором умерших животных в Латвии также занимаются фирмы, у которых заключены договоры с самоуправлением. Например, приют Ulubele обслуживает 2 самоуправления, у Mežavairogi заключены договоры с 40 самоуправлениями. Они имеют право кратковременно хранить останки животных у себя. Ключевое слово здесь «кратковременно». Никак не несколько месяцев.
В отдельной графе ПВС — домашние любимцы. Те, у кого есть хозяева и которые никогда не попадали в приюты. Разрешение на сбор, хранение и транспортировку останков домашних животных имеют порядка 10 компаний. Ликвидацией, то есть кремацией занимаются три предприятия, Помимо прочего, в Латвии работают три кладбища для животных.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, на уходящей неделе в соцсетях появились видеозаписи, из которых следовало, что в приюте Mežavairogi вышеупомянутые требования не соблюдались. Останки животных хранились там с ноября в незапертых мусорных контейнерах без соответствующей маркировки. ПВС завела дело об административном нарушении, признав, что недавнюю проверку инспектора службы провели в приюте некачественно. На работу приюта жалуются и волонтеры.