В Детскую клиническую университетскую больницу ежегодно поступают сотни несовершеннолетних, находящихся под воздействием одурманивающих веществ, причем в 80% случаев это употребление алкоголя — 850 подростков за три года! Но это — столица и Рижский регион, где населения намного больше. В Лиепае ситуация другая, хотя и здесь подростки, к сожалению, употребляют и алкоголь, и наркотики.
«По данным статистики за прошлый год мы видим, что за это время было получено минимум 30 вызовов, связанных с употреблением спиртного несовершеннолетними, также зафиксировали два случая, когда у несовершеннолетних были найдены, возможно, наркотические вещества. Судя по нашей статистике,
можно заметить тенденцию, что чаще всего эти случаи фиксируются в летний период и в сентябре, то есть в теплое время года молодежь активней употребляет алкоголь.
К тому же летом проходят разные мероприятия и фестивали, где тоже фиксируются случаи, когда молодежь находится в алкогольном опьянении», — по просьбе «Домской площади» обобщила статистику специалист по связям с общественностью полиции самоуправления Лиепаи Элва Лубане.
Она рассказала, что у полиции самоуправления есть четкий алгоритм действий, когда патруль замечает пьяного подростка или об этом сообщают прохожие — муниципалы вызывают медиков, которые оценивают состояние подростка и при необходимости доставляют его в больницу. Сразу же информируются и родители подростка, они или сами приезжают за своим ребенком, или муниципальная полиция доставляет его по месту жительства. Представитель Лиепайской региональной больницы Индра Грасе рассказала, что и у больницы есть определенные правила, когда в стационар привозят пьяного несовершеннолетнего. Сначала помещают в приемное отделение.
«Здесь они попадают под наблюдение медиков, их размещают на так называемых «обсервационных койках» — для наблюдения в течение суток. Конечно, родителей сразу же информируют о том, что ребенок в больнице.
Родители дожидаются, когда подросток придет в чувство и с ним можно будет контактировать, после чего он передается родителям.
Также есть случаи — но очень редко, несколько за полгода — когда ребенок попадает в детское отделение. На обсервационные койки тоже немного попадает, за последние три месяца было пять-шесть случаев. Медики говорят, что это «волнами» идет и, вероятно, связано с какими-то большими мероприятиями в городе», — отметила Грасе.
Заведующая наркологическим отделением Лиепайской региональной больницы Елена Сорокина рассказала, что раньше, когда ее отделение располагалось в главном здании больницы, тех подростков, которые под воздействием алкоголя или одурманивающих веществ находились в тяжелом состоянии, помещали в наркологию.
«Но у нас в наркологическом отделении и взрослые, и дети, и наркоманы, и алкоголики, и это было реально проблемно, хотя мы их туда брали, потому что другого выхода у нас не было.
Если были эти дети, мы их брали, старались их изолировать немного от взрослых и по возможности побыстрей выписать. Конечно, мы беседовали с родителями, и дальше этим детям назначалось посещение нарколога амбулаторно и год наркологического наблюдения», — сказала Сорокина.
Несколько лет назад наркологическое отделение переехало в здание психиатрической больницы, и теперь детей, находящихся под воздействием алкоголя или одурманивающих веществ, сюда не привозят. Но, как говорит Елена Сорокина, это вовсе не означает, что таких подростков нет.
«На улице мы же видим, что они есть — и алкоголь [употребляют], и сигареты. Я считаю, что в подростковом аспекте очень и очень много сейчас марихуаны, это очень актуально, я больше сейчас детей вижу на наркотических экспертизах, когда делаем [рейды] с полицией и школой, и с улицы [привозят] несовершеннолетних, взрослых даже видим реже, чем детей, которые курят траву или продают ее. И когда задерживают детей, вот тут я с ними и встречаюсь. Алкоголь не так актуален, не так много детей на алкогольных экспертизах. Пить-то они пьют, курят вейпы и сигареты. Никуда это не делось.
Употребление марихуаны, я считаю, в подростковом возрасте очень выросло, и это показывает то, что у нас стали появляться такие тяжелые пациенты, десять лет назад такого точно не было — не было ни одного ребенка, у которого после марихуаны были психические расстройства.
А тут один период было так, что чуть ли не каждую неделю кто-то поступал. Сейчас немного потише», — сказала Елена Сорокина.
Так нужен ли в Лиепае отдельный вытрезвитель для подростков? Или какое-то отдельное помещение в обычном вытрезвителе, который уже несколько лет работает в городе? В полиции самоуправления полагают, что такой необходимости нет — ведь не так много случаев, когда несовершеннолетних задерживают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. А в Риге, где ситуация намного серьезней, уже на этой неделе состоится первое заседание рабочей группы с участием представителей Госканцелярии, профильных министерств и Рижской думы — специалисты надеются, что «подростковый вытрезвитель» будет создан уже в этом году.