После перерыва в несколько лет на Инчукалнских гудронных прудах снова кипит работа. Первые попытки отчистить их предпринимались ещё в 90-х, но сначала у государства не было денег, а когда появились средства из фондов ЕС, подрядчик не справился с работой .
Санация гудронных прудов должна была закончиться ещё в 2015 году. Однако тогда ответственное предприятие Skonto būve заявило, что объем работ был гораздо больше, чем они ожидали, и они не уложились в срок.
Договор был разорван, Skonto būve подало в суд на государство, а Госслужба среды приступила к поиску нового исполнителя.
«Закупка санационных работ и инженерно-технического надзора была объявлена уже в первой половине 2016 года. Закупка была такой долгой, потому что объем информации и сложность работ была очень внушительной, а оценка предложения была не такой простой, как могло показаться сначала», — рассказывает заместитель гендиректора Государственной службы среды Айна Сташане.
В итоге договор на 26 миллионов евро получило объединение Inčukalns Eko. В состав входит три фирмы: Venteko, Eko osta и BAO. Инженерно-техническим надзором продолжит заниматься фирма Geo Consultants.
Новый исполнитель обещает, что через три года здесь будет расти трава. «У нас сейчас есть преимущество, потому что мы видели и знаем все проблемы, которые были у Skonto būve до этого. Конечно, мы учли нюансы, с которыми они сталкивались», — заявил член правления BAO Марис Калныньш
Сначала рабочие откачают всю воду с прудов. Ее очистят от гудрона при помощи специальных химикатов. Оставшийся гудрон вывезут в специальный резервуар и переработают в топливо при помощи смеси из извести, пепла и опилок:
Получившиеся топливо отвезут на цементную фабрику Cemex. Если она не сможет сжечь достаточное количество топлива, то «ликвидаторы» прудов предложат его эстонским цементным фабрикам.
Когда этот этап санации закончится, останется только одна проблема — очищение грунтовых вод под Северным прудом. Если этого не сделать, то гудронные воды могут попасть в Гаую, говорят специалисты. Однако кто этим будет заниматься и во сколько это обойдется, пока неизвестно.