Закон о банковских ликвидаторах, вероятно, придется переделывать — специалисты

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

«Этот закон был довольно быстро принят. Мы же знаем, что и Trasta komercbanka, и ABLV — это не первые банки, которые ликвидируются. Я думаю, эти изменения должны были принять после Trasta komercbanka и рассмотреть при большой дискуссии. Сейчас это немного выглядит так, что перед выборами надо у судебных исполнителей снять деньги, у администраторов», — так в эфире программы «Открытый вопрос» Латвийского радио-4 прокомментировал недавно принятые поправки, касающиеся администраторов неплатежеспособности, Янис Аболтиньш, член правления Латвийской ассоциации заемщиков.

КОНТЕКСТ

Администраторы неплатежеспособности и ликвидаторы теперь не будут получать оплату за возвращение доступных средств кредитного учреждения. При этом общее вознаграждение ликвидатора, администратора и его помощника не может превышать 100 тысяч евро в месяц. Такие поправки к закону о кредитных учреждениях в срочном порядке внес Сейм. Оклад администратора неплатёжеспособности — от двух до пяти процентов возвращенной вкладчикам суммы. Чтобы снизить несоразмерно большую прибыль, новая редакция закона предусматривает, что проценты нельзя получить с «легко доступных» денег. При самоликвидации кредитного учреждения оплату могут определить акционеры, но предусмотренные в законе поправки касаются ликвидации по решению суда.

«Надо ли будет менять закон? Я думаю, надо будет. Ситуация покажет, как этот закон действует, какие будут активы, какие деньги будет зарабатывать администратор, найдут ли в законе опять лазейку, как его можно будет обойти. Но это только практика и жизнь покажет», — добавил он.

На то, что в закон, возможно, придется вносить поправки, указал и Каспарс Новицанс, член правления Латвийской ассоциация администраторов неплатежеспособности. «Я думаю, эта дискуссия была очень-очень быстрой. Если хотели поставить какие-то ограничения на месяц, надо было вообще менять всю концепцию, как рассчитывается вознаграждения администратора или ликвидатора. Надо было посмотреть, как в других государствах.

Но оставить эту процентную систему вместе с ограничением ежемесячно — это две нормы, которые одна с другой не работают вместе, они одна другой мешают... Рано или поздно эту норму надо будет пересматривать.

Это будет зависеть от того, какой объем работы в будущем будет у администраторов и ликвидаторов в каком-то кредитном учреждении. Если это будет большое кредитное учреждение в масштабах Латвии, я думаю, очень быстро надо будет пересматривать, если кредиторы иначе не решат», — считает он.

Янис Труповниекс, депутат Сейма, член Парламентской финансово-бюджетной комиссии, указал: поправки не приняли спонтанно, этот вопрос обсуждали с 2016 года. «Уже давно в Бюджетной комиссии были дискуссии не о том, сколько зарабатывают ликвидаторы, а какая отдача от их конкретных действий.

Когда возникли сложности с ABLV, стало понятно, что тянуть дальше нельзя.

Поэтому в прошлый четверг бюджетная комиссия вопрос рассмотрела и приняла решение, что надо упорядочить вознаграждение».

Депутат, однако, также не исключает, что в закон внесут поправки. «Я думаю, другие изменения в этом законе возможны, по мере поступления разных предложений. Я думаю, это будет рассматриваться, если в законе что-то выражено опрометчиво или не все нюансы учтены», — добавил Труповниекс.

«Я думаю, этот закон защищает кредиторов банка.

И в любом случае, если администратор работает хорошо, кредиторы получают обратно свои вложенные деньги, тогда кредиторы на собрании могут изменить размер оплаты, если они будут чувствовать, что администратор работает не на то, чтобы ликвидировать, вернуть работоспособность и вернуть деньги кредиторам», — указал депутат.

Главный юристконсульт Юридического отдела Комиссии по рынку финансов и капитала Инга Петерсоне отметила, что ведомство принимало участие в разработке поправок.

«Комиссия не является инициатором данных изменений, инициатор — Министерство финансов.

Но комиссия принимала участие при разработке формулировки данных изменений в законе, и также мы консультировались с Министерством финансов и Сеймом при разработке нормы»

По ее мнению, сейчас трудно сказать, внесли ли все необходимые поправки. «Главное желание было — уменьшить размер вознаграждения ликвидаторов и администраторов.

Но главное — он не получает вознаграждения за те деньги, которые уже в банке, которые можно очень легко взять и дальше отдать кредиторам»

Петерсоне также пояснила, что поправки касаются и администраторов неплатежеспособности, и ликвидаторов. «Разница между ликвидацией и неплатежеспособностью, в сущности, такая: при ликвидации ликвидатор планирует покрыть полностью все заявки кредиторов. В процессе неплатежеспособности уже с самого начала ясно, что денег на покрытие всех прошений кредиторов не хватит».

Участники дискуссии указали, что пока новый закон не касается банка ABLV – он пока только подал в Комиссию по рынку финансов и капитала документы о самоликвидации. Если ведомство план одобрит, то акционеры будут сами принимать решение о вознаграждении ликвидатора.

Арманд Раса, администратор неплатежеспособности Trasta komercbanka, за полгода работы в банке получил 2,9 млн евро. Такую сумму ему выплатили, поскольку кредиторы, фактически потерявшие возможность вернуть из банка свои деньги, согласились увеличить вознаграждение Расы до 30% возвращенных средств, сообщила программа de facto на LTV. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное