«Спасибо за удачное сотрудничество! Веселого Янова дня! Мои родственники березки да дубки уже благоухают. Надеюсь, и этот день будет для вас радостным. Спасибо», - обратился к парламентариям покидающий пост президент.
Впрочем, радоваться особо нечему: экономика страны, мягко говоря, затормозилась. «Находится в состоянии здоровой стагнации», как иронизирует президент Банка Латвии Илмар Римшевич. Ни то, ни се.
Политики уже готовят избирателей: впереди урезание бюджета, будет больно, причем, всем. Придется дружно принимать тяжелые решения. А мира и единства в коалиции, как не было, так и нет.
«У нас абсолютно все спокойно и все в ожидании, когда сменится правительство», - говорит депутат от «Согласия» Янис Адамсонс.
Последней каплей стали выборы президента: с огромным трудом парламент избрал Раймонда Вейониса, да и то, помогла оппозиция. Товарищи по коалиции — Нацблок — выставили своего кандидата Эгилса Левитса и упорно за него голосовали.
Глава парламентской фракции «Единства» Солвита Аболтиня отмечает, что сотрудничество в коалиции в последнее время получается проблематичное: «Говорят одно, делают другое».
Чему научились политики в школе, так это считать — считать голоса. Простая математика: у Единства 23 депутата, у Союза зеленых и крестьян 21. Вместе это 44, чего для коалиции недостаточно. У Нацблока 17, но с ними очень трудно договориться по многим вопросам. Поэтому Нацблок стираем и рисуем «От сердца Латвии»: у них 7 человек. Вместе — 51 голос — вполне достаточно для коалиции.
«Если они падут, наша партия «От сердца Латвии» будет готова присоединиться», - говорит депутат Рингольд Балодис.
Однако в самом сердце партии Ингуны Судрабы не все в порядке. В кулуарах говорят о внутренних разногласиях.
«Это та же Партия реформ в миниатюре эта та же, которая доказывает, что за 2-3 месяца партию не сколотишь. Подводные камни вылезают наружу», - комментирует положение журналист Аскольд Родин.
Не повторить бы судьбу неудавшихся реформаторов. Тогда из Партии реформ (практически сразу после выборов) откололась шестерка Олштейнса. Вот и сейчас поговаривают, партию Ингуны Судрабы могут покинуть пять депутатов. Среди них Роман Межецкис и Рингольд Балодис. По закону, во время созыва нельзя перебегать из одной фракции в другую, но можно негласно помогать зеленым, став независимыми парламентариями.
«Никто никуда не собирается уходить. Это было бы не то, что плохо — непродуманно. Хорошо для зеленых, а для нас неразумно», - поясняет Балодис.
Впрочем, и у Романа Межецкиса, и у Рингольда Балодиса есть связи с зелеными. Довольно тесные. В прошлом Межецкис был зампредседателя Юрмальской думы, причем, избирался от Союза зеленых и крестьян. Рингольд Балодис был советником мэра Юрмалы, тоже зеленого, по административным и юридическим вопросам. Если удастся заручиться поддержкой со стороны, СЗК может стать самой влиятельной партией в парламенте.
Игра может быть и более тонкой. Депутаты не станут никому разбивать сердце, но, не исключено, могут поддерживать правящих по некоторым важным вопросам. Обсуждается и такой вариант: правительство сменится, а коалиция останется прежней.
«Никакая другая коалиция в данной ситуации, в принципе, невозможна. Возможна лишь перестановка того или другого министра или замена премьера», - комментирует политолог Ивар Иябс.
В таком случае, премьерское кресло, скорее всего, вновь достанется «Единству». Резать бюджет, брать ответственность за тяжелые решения, терять политические очки - зеленым вряд ли захочется. Этот экзамен будет на выживание.