Письмо SEPLP Артис Пабрикс разместил в своем твиттере в ночь на 1 апреля. В нем он выражает недовольство интервью с Рагозиным, которое состоялось в передаче «ТЧК» 29 марта. Министр заявил, будто общественное масс-медиа пригласило для интервью вероятного агента российского влияния.
Пабрикс также пишет: в ближайшие пять лет на общественные масс-медиа предусмотрено выделять финансирование примерно на 17 млн евро большее, чем сейчас. «Возникают сомнения, что такое финансирование необходимо», — пишет он.
Sekojot sabiedrības lūgumam nosūtu vēstuli @seplpadome un NEPLP, lūdzot tikt skaidrībā par valstiskas pozīcijas paušanu sabiedriskajos medijos pic.twitter.com/xKKC2nJtnL
— Artis Pabriks (@Pabriks) April 1, 2022
Главный редактор Латвийского телевидения Сигита Роке не согласна с упреками. Письмо Пабрикса ее удивило, сказала Роке в эфире Latvijas Radio:
«Российский журналист Рагозин назван агентом иностранного влияния. Если он агент, если он нарушает закон, если но призывал к войне или чему-то подобному — то это было бы задачей служб безопасности справиться с таким человеком. По имеющейся у нас информации, Рагозин осудил войну в Украине, в связи с чем мы не видим никаких причин, по которым нам нельзя было бы говорить с ним. Более того, редакционное обоснование, то, почему Латвийское телевидение с этим человеком говорило, было ясно указано уже в начале передачи: что это передача, где ведущий говорит с независимыми российскими журналистами, чтобы выяснить их мнение о том, что сейчас происходит на войне в Украине».
Латвийское телевидение обратится в Европейское объединение вещательных организаций, чтобы выяснить, обоснованны ли опасения министра.
.
Сказанное же Пабриксом о финансировании общественных масс-медиа Роке удивляет:
«Мы все еще — одно из хуже всего в Европе финансируемых масс-медиа. И по-моему, именно сейчас, когда мы наперебой говорим о том, что нам нужно бороться с дезинформацией, что нам нужно предоставлять проверенную, ответственную информацию — именно сейчас общественные масс-медиа нужно укреплять, а не такими заявлениями ослаблять», — говорит главный редактор LTV.
В ответе министру Совет по общественным электронным СМИ (СОЭСМИ) указал: орган отвечает за управление и контроль медиа, но не за формирование медиаполитики — это сфера ответственности Минкульта. Кроме того, у регулятора нет информации, что в Латвии есть специальная политика создания русскоязычных СМИ.
Совет указывает: у него нет информации о том, что Рагозин — возможный агент кремлевского влияния, поскольку такие данные не предоставляли компетентные ведомства, а у самого совета нет права это проверять и давать оценку. Если такая информация у Минобороны есть, ее просят предоставить.
«Приглашение участников программ и выбор информационных источников — вопрос редакционной работы, в который Совет не имеет права вмешиваться», — указывает регулятор.
Совет в своем письме комментирует различные утверждения министра и — помимо всего прочего — указывает, что, с учетом статуса Пабрикса, «Совет считает, что такое публично высказанное мнение министра о связи содержания одной программы с финансированием общественных электронных СМИ — это открытая попытка оказать политическое давление и напрямую повлиять на содержание общественных электронных СМИ и редакционную независимость. Совет такие действия считает недопустимыми и угрожающими независимости общественных электронных СМИ»
Известно, что в связи с интервью Рагозина общественным масс-медиа Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) начал дело об административном нарушении. Совет оценит, обоснованны ли упреки.
Par NEPLP lēmumiem pic.twitter.com/oTIhKEVGh2
— Ivars Āboliņš (@Ivars_Abolins) March 31, 2022