ТЧК

ТЧК. Экономика войны. Интервью с обозревателем Максимом Блантом

ТЧК

Война в Украине. Спецэфир

ТЧК. Российские журналисты о войне в Украине

Похоже, обе стороны сейчас хотят довоевать — российский журналист о переговорах Украины и РФ

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В процессе переговоров российской и украинской делегаций о заключении мира как будто наметился определенный прогресс: 29 марта прозвучало, что снят ряд прежних требований, вызывавших непримиримые разногласия, стали известны отдельные пункты будущего соглашения. Однако, как заявил Rus.LSM.lv в дискуссионно-аналитической передаче «ТЧК» независимый журналист Леонид Рагозин, пока выглядит весьма вероятным переход в состояние «окопной войны», когда линия фронта почти не двигается — и, возможно, надолго. 

«Думаю, надеяться на то, что наступает перемирие, рано, потому что российские войска не достигли тех заявленных целей, о которых говорит Минобороны и правительство РФ, а заявленная их цель — это выйти на административные границы Донецкой и Луганской областей, чего они еще не сделали.

Они сейчас продвигаются с севера, со стороны Харькова, и находятся близко к городу Изюм у границы Харьковской и Донецкой областей, но внутри  Донецкой области остаются два хорошо укрепленных украинских города — Славянск и Краматорск, которые пока не подвергались усиленным атакам. Там находится очень крупная украинская группировка, и не думаю, что можно ожидать перемирия до тех пор, пока российские войска не добьются этой цели — либо они проиграют и украинские войска их победят в этой битве».

Российские войска частично отводят свои подразделения с территории Киевской и Черниговской областей, сообщил генштаб ВСУ. Замминистра обороны РФ 29 марта подтвердил, что Россия «кардинально, в разы сократит военную активность на киевском и черниговском направлении», прозвучало в передаче. По оценке Рагозина, целью всей предыдущей операции в направлении Сум, Чернигова и Киева  (в отличие от версии о блицкриге и планировавшемся, но не состоявшемся захвате Киева за три дня или неделю, которой придерживаются многие западные аналитики) было разрушить военную инфраструктуру Украины и оттянуть крупные силы украинской армии на оборону столицы, в то время как российские войска заняли весь украинский берег на Азове и создали сухопутный коридор между Россией и Крымом.

«Сейчас, как говорит украинский генштаб, все российские силы брошены в первую очередь на то, чтобы полностью занять Мариуполь, где осталась уже не очень большая украинская группировка, которая отчаянно сопротивляется и (по российским заявлениям) сейчас разделена на две части.

Что касается северной части и запада Донбасса, идет наступление с севера от Изюма на Славянск. И с юга российские войска сейчас находятся в Запорожской области на линии Гуляй-Поля, там разрыв составляет около 200 км между войсками России, которые вышли из Крыма, и ее же войсками, идущими от Харькова.

Вопрос — насколько российские военные исчерпали свой потенциал наступления, насколько еще свежих сил Путин способен бросить на этот фронт и какими будут результаты перегруппировки войск, которая сейчас идет».

Среди требований, прозвучавших на переговорах о мире, идущих в эти дни в Турции, были названы четкие юридические международные гарантии безопасности для Украины, которые по своему содержанию и форме должны быть идентичными 5-й статье договора о НАТО. То есть Украина, против вступления которой в Североатлантический альянс Россия яростно возражала, теперь получит, по сути, «НАТО без НАТО», формально оставаясь вне альянса, прозвучало в передаче. Рагозин назвал это требование Украины «максималистским» и сомневается, что Россия согласится на него в предложенной форме (если только она не проиграет войну):

«Естественно, Россия на это не пойдет! Другое вопрос — Россия не отрицает, что Украине нужны гарантии безопасности. И тут возникает спектр возможностей. С одной стороны, «НАТО без НАТО», а на другом конце есть беззубый Будапештский меморандум с нечетким обещанием помочь Украине в случае, если на нее кто-то нападет... Но это обещание не было ратифицировано никакими парламентами, и в результате Украина ничего не получила, когда одна, собственно, из стран-гарантов на нее напала.

Поэтому реалистично (опять же, если война закончится мирным договором, а не победой одной из сторон), что стороны сойдутся где-то посередине. Что Украина получит более четкие гарантии безопасности, но взамен она тоже должна будет чем-то поступиться, уступив требованиям России».  

Рагозин пояснил: помимо внеблокового статуса Украины, в требованиях РФ одно из главных и болезненных для украинцев — территориальное, связанное с Крымом, Донецкой и Луганской областями.

«В данный момент украинское предложение, как оно прозвучало на сегодняшних переговорах в Турции, связано с тем, что Украина соглашается в течение 15 лет с Россией вести переговоры о статусе Крыма. (..) Суть того, что говорят украинцы сейчас — они говорят о территории, которую Россия фактически контролировала до 21 февраля этого года. О малой части Донецкой и Луганской областей, которую пророссийские сепаратисты контролировали с 2014 года. То есть так или иначе речь идет об отводе российских войск со всех остальных территорий Украины, в том числе тех, что россияне заняли в Донецкой и Луганской областях.

Конечно, с тех пор как россияне практически стерли с лица земли Мариуполь, в котором заканчивается украинское сопротивление — сомнительно, что без какой-то существенной военной победы Украины они согласятся уйти из Мариуполя или с других каких-то частей Донецкой и Луганской области, которые они заняли начиная с 24 февраля 2022 года.

У меня есть ощущение, что обе стороны в данный момент хотят довоевать! Посмотреть, кто окажется сильнее. Или достичь какого-то военного равновесия, когда ни одна сторона не может двигаться ни в какую сторону. Начнется такая война, которую можно сравнить с Первой мировой, с окопной войной с довольно четкой линией фронта и минимальными передвижениями вперед или назад.

Думаю, сейчас стороны измеряют силы друг друга, и со стороны России — да, они хотят добиться как минимум того, о чем они заявили, выхода к административной границе  Донецкой и Луганской областей, а со стороны Украины хотят посмотреть, не развалится ли эта военная машина российская сейчас — и не развалится ли также российская экономика под воздействием экономических санкций Запада, уже введенных и тех, что еще могут быть введены. (..)

Резервы у российской армии еще есть, вопрос в том, насколько Россия готова снимать уже абсолютно все боеспособные части с других мест и оголять все остальные свои тылы».

Как писал Rus.LSM.lv, 29 марта после переговоров в Турции представители российской делегации заявили, что армия РФ «кардинально, в разы» сократит военную активность в районе Киева и Чернигова. Украинские же переговорщики заявили, что их страна согласна остаться вне военных блоков, если гарантами ее безопасности станут другие страны — такие, как США, Великобритания, Китай, Израиль и др.. При этом Украина намерена вступить в ЕС и требует, чтобы никто ей в этом не препятствовал. Вопрос Крыма будет заморожен на 15 лет, а вопрос Луганской и Донецкой областей предлагается решить уже на встрече президентов двух государств.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще