КОНТЕКСТ
В зависимости от степени заболеваемости коронавирусом Covid-19 в стране объявляется один из четырех уровней угрозы. В самом худшем случае прекращаются все публичные мероприятия. закрываются торговые точки (кроме мест продажи товаров первой необходимости) и т.д. Подробнее — см. таблицу (*.pdf).
Нормы, призванные ограничить распространение Covid-19, менялись неоднократно. По оценке de facto, только в октябре у соответствующих Правил Кабинета министров было десять редакций. Одна из поправок на заседании 23 октября вызвала дискуссии.
Премьер-министр Кришьянис Кариньш указал, что даже ему план уже не понятен, и это беспокоит. С ним согласился и глава МВД Сандис Гиргенс: изменения уже вносили несколько дней назад, и это не сделало ситуацию более прогнозируемой.
Это камень в огород Минздрава — он ограничения планирует и предлагает, в законе его называют тем, кто координирует действия во время эпидемий. Но глава ведомства Илзе Винькеле не согласна, что оно свою работу не делает: сценарий развития ситуации, похожий на принятый на прошлой неделе план, всем министрам был известен уже с весны.
«Сложность в том, что нередко неправильно понимают — и эпидемиологический план, который говорит, как нам надо будет ограничить собрания людей, фокусируется только на Министерстве здравоохранения, — говорит Винькеле. — Минздрав не мог бы никак придумать, как специфически ограничить образовательные учреждения, как специфически поддержать отрасли, которые страдают от ограничений».
Но ответственность за потерянное время никто на себя не возьмет. И о том, платить ли пособия по простою — и если да, то как, решают только сейчас, хотя ограничения, которые вновь сокращают время работы и ресторанов, и мест развлечения, и, например, руководителей кружков, вступили в силу несколько недель назад.
Ранее рабочая группа, которая находилась в ведении Минфина и Минэкономики и занималась этими вопросами, прекратила принимать решения, когда — во время первой волны Covid-19 — ситуация улучшилась. Министр экономики Янис Витенбергс сейчас признает: с точки зрения дня сегодняшнего, прерывать работу не стоило. Политик указывает, что призвал вернуть формат, поскольку раздела о поддержке не хватает и в только что принятом стратегическом плане.
КОНТАКТЫ
Информацию о коронавирусе и чрезвычайной ситуации в Латвии можно получить по бесплатному номеру 8345 (круглосуточно).
Со всеми не-экстренными вопросами относительно коронавируса Covid-19 можно звонить в Центр профилактики и контроля заболеваний (67387661) по рабочим дням с 8:30 до 17:00, в выходные дни телефон не работает. Если в течение минимум двух дней у латвийца, вернувшегося из-за рубежа, есть симптомы, позволяющие подозревать Covid-19, нужно звонить по номеру 8303 с 9:00 до 18:00 ежедневно.
Вся информация о Covid-19 в Латвии собрана на специальном сайте, у которого есть и русская версия. На домашней странице Центра профилактики и контроля заболеваний информация по коронавирусу теперь доступна и на русском. Кабинет министров также подготовил информацию на русском языке о ситуации с распространением Covid-19.
Все сообщения
по теме «Коронавирус Covid-19»
«В этой таблице не хватает одной графы: какими будут механизмы поддержки для конкретной группы жителей или конкретных предпринимателей, чья деятельность будет ограничена? И над этим надо работать — как можно скорее, чтобы эту графу создать», — указал он.
Подготовить не успели не только это. В школах не хватает учебных материалов, опаздывает проект Tava klase, затянуты поставки компьютеров. Весной, во время чрезвычайной ситуации, министерство смогло действовать быстро.
«[Tava klase] мы не можем организовать с августа! Потому что — пока спецификация, пока с одними согласуем, пока одно, пока просто... это очень медленно», — говорит глава Минобразования Илга Шуплинска. Этот вопрос правительству решить пока не удалось.
Глава МВД Гиргенс предложил создать новый Центр по кризисному управлению — с представителями всех отраслей, однако поддержки эта идея не получила. Поскольку до конца не ясно, как этот орган будет отличаться от Совета по кризисному управлению, которым руководит премьер.
Глава правительства также признает, что не хватает своевременной подготовки, но все еще критикует Минздрав.
«Я не понимаю, какой у нас на самом деле план. Я уже с лета видел и на нескольких собраниях поднимал этот вопрос, и система здравоохранения... как бы это сказать... не так проста для них эта задача, прошло много времени», — указывает он. В свою очередь, готовить механизмы для компенсаций можно будет, считает он, только тогда, когда станет известно, к каким ограничениям готовиться.
«Если все было бы идеально, я был бы счастлив. Я принимаю критику и не могу противиться критике», — говорит политик. Одновременно он указывает: было несколько факторов, которые повлияли на отсутствие ясного плана. И наличие Стратегического плана само по себе не значит, что сейчас будут следовать только критериям заболеваемости — и какие-то не предусмотренные программой изменения все же могут быть.