Итоги работы 11-го Сейма оценивают как «несбывшиеся надежды»

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Распуская 10-й Сейм, президент Валдис Затлерс призывал покончить с ложью, мошенническими схемами и вседозволенностью политиков. Однако о борьбе с олигархами быстро забыли. В конце концов Партия реформ, детище Затлерса, отказалась от своих «красных линий» и согласилась работать с Союзом «зеленых» и крестьян в одной коалиции, «слив» все свои высокие идеалы. Стоило ли ждать хороших практических результатов?..

«Этот Сейм отличался тем, что имел больший кредит доверия, чем 10-й, но и быстрее потерял его», - говорит политтехнолог Филипп Раевский.

По словам политолога Иветы Кажоки, 11-й Сейм все-таки боялся принимать настолько скандальные решения, как это было свойственно парламенту предыдущего созыва.

Хотя состав парламента 11-го созыва поменялся более чем наполовину, новоизбранные депутаты предпочитали идти старым, давно проторенным путем. Нередко острые социальные вопросы тонули на фоне громких, скандальных законопроектов. Например, бурные и продолжительные дебаты развернулись вокруг преамбулы к Конституции. 

Разработка документа началась после референдума о русском языке как втором государственном. Итогом стало то, что теперь запустить всенародный референдум стало гораздо сложнее, если не сказать — практически невозможно. Об этом тоже позаботились депутаты 11-го созыва. С начала этого года инициаторам всенародного опроса нужно самим собрать одну десятую часть (почти 150 тысяч) подписей избирателей. Раньше система была двухступенчатой, и на первом этапе хватало всего 10 тысяч подписей...

В преамбуле теперь там черным по белому прописано: цель государства — сохранение латышского языка, латышской нации и культуры. Чтобы в будущем ни у кого не возникало вопросов и желания вписать какой-нибудь другой язык. Зато о том, чтобы выборы президента сделать открытыми – депутаты так и не договорились.

Как отмечает Андрей Шведов, главный редактор бизнес-портала Bb.lv,  крайне негативным следствием  принятия преамбулы стало ограничение участия народа в референдумах. «Это искусственно отсекло людей от возможности выразить свое мнение, и это было неправильно», — считает он.

Национальную карту вытягивали из рукава не единожды. Так, Национальное объединение яростно боролось с инвесторами, которые получают виды на жительство в Латвии в обмен на покупку недвижимости. В идеале  они продажу видов на жительство вообще хотели запретить, в крайнем случае — процесс усложнить. Так и сделали: денежный порог был увеличен вдвое — до 250 000 евро. Тем не менее, именно при этом Сейме Латвия отказалась от национальной валюты — мы перешли на евро.

От лата отреклись просто — а вот за латвийцев, уехавших за рубеж, государство пытается бороться. Были приняты важные поправки о двойном гражданстве. Теперь гражданин Латвии может иметь два паспорта — один, латвийский, а второй — страны проживания (но не всякой). В список не вошли Россия, страны СНГ, а также Израиль.

Еще один крайне важный вопрос, который решал уходящий парламент — открытие рынка электричества и газа. Рынок электричества хотели открыть с сентября с.г., но из-за выборов отложили до Нового года. А рынок газа полностью откроется только к 2017 году.

«Как и с банком Ciradele, с которым дотянули до того, что продавать пришлось в последний момент, по невыгодной цене. То же и с рынком электроэнергии: дотянули до последнего, дальше ждать просто нельзя», — отмечает Андрей Шведов.

«Это показало слабость правительства, его неспособность объяснить обществу свои идеи, внятно обозначить свою позицию», — говорит Ивета Кажока.

По словам Филиппа Раевского, самое негативное последствие плясок политиков вокруг либерализации рынков газа и электричества – это их постоянная нерешительность, бесконечные и бесплодные дискуссии: «Народу надоело это постоянное дергание туда-сюда», — считает он.

При 11-м Сейме в Латвии разморозили индексацию пенсий. Правда, речь идет только о маленьких пенсиях. И радоваться особо нечему. Главные факторы, которые влияют на пересмотр пенсий —инфляция и рост зарплат. Ни то, ни другое особо не росло, в среднем прибавка составит 7-8 евро.

Запомнилась работа Сейма избирателям и борьбой со «спайсами». Их продажа стала уголовно наказуемой. Правда, депутаты только тушили пожар — наркотики продавали открыто, напротив школ и полицейских участков. А в больницы ежедневно поступали десятки подростков на грани жизни и смерти; одного из них спасти не удалось. Итог борьбы: торговцы ушли в подполье. Для принятия закона о строительстве, который долгие годы мариновался парламенте, толчком стала только Золитудская трагедия.    

И последний подарок парламента под самый занавес. На последнем заседании, прямо перед выборами, парламент принял поправки к закону о неплатежеспособности. Несмотря на протесты банковского лобби, Сейм  поддержал принцип «отданных ключей»: не можешь платить за ипотеку — верни ключи от недвижимости банку и будь свободен. Впрочем, Ассоциация коммерческих банков так просто сдаваться не собирается и просит президента не провозглашать эти поправки. Таким нам запомнится 11-й Сейм, депутатам которого суждено было отработать не четыре, а только три года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное