Сначала в SAB предложили сотрудникам комиссии возможность исследовать «мешки КГБ» в помещениях бюро. Данное решение предполагало, что два-три исследователя станут работниками SAB. Однако у бюро не было денег для того, чтобы выплачивать зарплаты. Когда комиссия предложила свои деньги, директор SAB Янис Маизитис ответил, что возможность такой работы пропала.
Он отрицает, что не желает видеть исследователей в стенах бюро.
«Эта комиссия не уважает все требования по ознакомлению [с документами] и работой в стенах службы безопасности», - объяснил он.
Работники специальной комиссии должны заполнить анкеты и получить доступ к работе с гостайной.
В письмах к комиссии Маизитис признал, что
дела КГБ, картотека, выписанные документы и другие материалы – гостайной не являются. Особый доступ необходим для работы в помещениях SAB.
Члены комиссии анкеты не заполнили. Председатель Карлис Кангерис объясняет, что, во-первых, документы – не государственная тайна. А, во-вторых, директор SAB
недвусмысленно намекнул, что многие материалы в любом случае не выдадут, так в них содержатся личные данные физических персон.
«Если дела нам доступны не будут, то никакого смысла в [доступе] — нет», — заявил Кангерис.
Исследователи запрашивают очень конкретную информацию о документах КГБ от электронной базы SAB, под названием Delta. В том числе информацию о роли КГБ в ликвидации антисоветских молодежных организациях. Эта информация до начала научного исследования была доступна бывшим сотрудникам SAB — Индулису Залитису и адвокату Андрису Грутупсу, который под псевдонимом Екаб Смилтиниекс написал книгу Observators об агенте КГБ.
Однако комиссии по научным исследованиям «мешков КГБ»,
Маизитис ответил, что информацию не выдаст, ведь она «содержит данные о конкретных физических персонах».
Те же самые ограничения распространяются и на картотеку агентов КГБ, упомянул Маизитис в разговоре с журналистами De facto.
«Мы соблюдаем закон. Нет в Латвии законов, которые подразумевает доступ к картотекам агентов. В силе есть архивный закон, закон о защите личных данных и мы им следуем. Все остальное можно исследовать», — заметил Маизитис.
А вот член исследовательской комиссии, судья Юрис Стуканс считает, что
в SAB уже многие годы грубо нарушают другой закон – о документах КГБ.
«Полностью нелегитимна такая интерпретация», - сообщил Стуканс и заверил, что закон предусматривает —
комиссии, которая была создана с подачи правительства нужно обеспечить доступ к исследованию базы данных Delta и к картотеке агентов.
Комиссия собирается просить поддержки политиков, чтобы как-то продвинуться с «мертвой точки».