«Иногда пишу, когда есть темы, которые уже известны», — не скрывает Яковинс в перерыве заседания. На замечание, что депутат замечен за заполнением карточек пациентов на всех последних заседаниях, Яковинс отвечает: «Может быть, более или менее».
Свои действия он объясняет тем, что все вопросы уже обсуждались в комиссиях накануне:
«Я привык слушать и писать одновременно. Я делаю два дела одновременно».
По случаю второй годовщины полномасштабной войны в Украине Спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук обратился к депутатам Сейма на торжественном заседании. Даже во время его выступления Яковинс не переставал оформлять медицинские документы, не увлекаясь долгими аплодисментами.
Практика семейного врача Юриса Яковинса в Валмиере является крупнейшей в Латвии,
подтверждает Национальная служба здравоохранения. На начало года в практике было зарегистрировано 7384 пациента. Оптимальное количество пациентов в практике семейных врачей в Латвии – до двух тысяч.
Менее полутора лет назад, приступая к работе в Сейме, Яковинс заявил Латвийскому телевидению, что в сутках достаточно часов, чтобы работать депутатом, лечить больных и спать. Чтобы все успеть, Яковинс встает в четыре утра.
Однако у депутата явно нет времени полноценно участвовать в парламентских дебатах.
В этом созыве Яковин редко выходил на трибуну. Дважды обсуждал бюджет, один раз выступал против запрета курения в помещениях.
«Часто я не поднимался [на трибуну], но все же поднимался. Скажем так, есть люди похуже меня, которые вообще не участвуют в дебатах, но я думаю, что в комиссиях Сейма я делаю достаточно», — говорит Яковинс.
Возможно, депутат действительно более активен в комиссиях. Когда приходит на них. В прошлом году из 78 заседаний Комиссии народного хозяйства депутат присутствовал менее чем на половине. Лучшая посещаемость – более 80% – у Яковинса в Комиссии по гражданству, миграции и сплочению.
Он объясняет, что пропускает заседания комиссий по вторникам, потому что работает дома с документами Сейма.
Практику семейного врача Юриса Яковинса обеспечивает компания Kārvins, принадлежащая его супруге. До избрания в Сейм владельцем компании был сам Яковинс. Согласно годовому отчету, в 2022 году Kārvins работал с оборотом 798 224 евро и прибылью 78 704 евро. В том году в компании работал 21 сотрудник, и параллельно с врачебной практикой компания занялась выращиванием чеснока.
В этом году запланированное государственное финансирование врачебной практики Яковинса составляет 454 308 евро.
Яковинс поясняет, что из-за большого числа пациентов ему приходится уделять много времени формальностям: «Я принимаю по 100 человек в день. Конечно, я работаю очень быстро, многое доверяю помощникам». Критерием качества Яковинс считает большое число пациентов: «Если бы они не были довольно, то не приходили бы».
Из пояснения Инспекции здравоохранения следует, что ношение с собой карточек пациентов может быть нарушением ведения учета медицинской документации.
Говоря в целом о правилах обращения с медицинскими документами, старший специалист инспекции по связям с общественностью Ивета Балоде отмечает, что вне рабочего времени медицинского учреждения медицинские карты пациентов должны храниться в отдельном запираемом помещении или в запирающихся шкафах.
Программа de facto приходит к выводу, что портфель, в котором депутат приносит карточки пациентов в Сейм, вряд ли является подходящим местом хранения документов в соответствии с правилами.
То, что Яковинс заполняет карточки во время принятия законопроектов не смущает его коллег из Союза зеленых и крестьян (СЗК).
Председатель фракции партии в Сейме Харий Рокпелнис считает, что Яковинс успевает выполнять свои обязанности депутата, и отмечает, что его коллега более активен в комиссиях, чем с трибуны парламента.
«Наша фракция подходит к заседаниям Сейма очень ответственно. Если вы следите за депутатами из других фракций, они там играют в игры, смотрят видео и так далее. Это не наш стиль. Мы приезжаем сюда работать», — сказал Рокпелнис.
Следует отметить, что в Регламенте Сейма упоминается обязанность депутатов участвовать в работе Сейма, но, по сути, единственным требованием является присутствие на пленарных заседаниях. Каждый сам решает, насколько активно участвовать в принятии законов.