«Язык вражды» набирает все большие обороты в обществе — психолог

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

В латвийском обществе на различных социальных платформах набирает обороты «язык вражды» — нападки на конкретного человека или группу людей. И это очень опасно, признала в эфире Latvijas Radio доктор психологии, клинический психолог, супервизор, когнитивно-поведенческий терапевт Мария Абелтиня.

«Язык вражды» – это термин, который интуитивно понятен, но в то же время многие отрицают, что все его понимают одинаково. И в политике, и в социологии, и в психологии есть разные определения, которые не всегда совпадают дословно, но связующим звеном является то, что

целью «языка вражды» всегда является осознанное или неосознанное нанесение вреда.

«Мы говорим о коммуникации, которая может быть речью и в письменном виде, и в электронном виде, даже при помощи символов, но это нападение, враждебный, дискриминирующий язык, который для этого используется.

Дискредитируется человек или группа людей на основе конкретного признака. Неважно почему — это могут делать, основываясь на поле, этнической принадлежности, национальности или сексуальной ориентации или еще каком-то признаке», — пояснила Абелтиня.

«Это еще один аспект, который набирает обороты на социальных платформах. К сожалению, такой вид [общения] становится все более мощным», - отметила специалист.

От «языка вражды», благодаря социальным сетям, в современном мире не защищен никто.

«Летом, когда я баллотировалась в Сейм, я пережила то, что получала на свой открытый профиль в Facebook полные ненависти комментарии, грубости, угрозы и пожелания, чтобы я сдохла. И это еще я привожу самые мягкие примеры», - согласилась лектор Рижского университета Страдиня Диана Занде. Она признала, что люди, которые видят такое, понимают, что чем-то неудовлетворенные люди пишут им такие вещи, но многие оскорбления были из ряда вон выходящими.

По ее мнению, «язык вражды» в Латвии все чаще приходит на смену нормальному общению, но такой коммуникации быть не должно: «Мне кажется, в латвийском обществе есть очень много примеров, где «язык вражды» становится обычно нормой, но так быть не должно. В моем понимании, это по меньшей мере ненормально».

Важно помнить, что «язык вражды» может проявляться на разных уровнях. Он может быть направлен на конкретного индивида, представляющего определенную группу общество, а может быть направлен на какую-то группу в целом.

«Высказывается идея, что «язык вражды» может оказать большее влияние, чем моббинг или буллинг. Именно по той причине, что «язык вражды» не только нарушает возможность индивида на нормальную жизнь и самочувствие, но и затрагивает широкие слои общества, нарушает социальный покой и настраивает разные группы против друг друга», - заявила Занде.

Те, кто выступают против запрета или осуждения «языка вражды», нередко аргументируют свою позицию свободой слова, но психологи уверены, что и у свободы слова есть границы – когда они затрагивают права других людей.

«Понятие «свобода слова» подразумевает многое, но иногда нужно думать о балансе между свободой слова и правами другого человека. У «языка вражды» есть осознанное или неосознанное стремление навредить кому-то, а не добиться решения проблемы. У нашего поведения всегда есть причина», - сказала Занде.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще