Возвратом еврейской собственности будет заниматься следующий Сейм — министр

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет и 4 месяца назад

Возврат еврейской собственности не снят с повестки дня, но форму диалога будет определять следующий Сейм, заявил в интервью LTV министр иностранных дел Эдгар Ринкевич («Единство»).

«Мы предприняли шаги в 2016 году, приняв закон и передав еврейской общине пять объектов недвижимости, а также восстановили право собственности на еще один объект. В то же время есть много вопросов, которые надо решить. Вопрос реституции не снят с повестки дня, но его будет решать следующий созыв Сейма», — сказал Ринкевич.

Министр признал, что возврат еврейской собственности важен администрации президента США, и она продолжит диалог со странами, где это вопрос еще не решен. Он также заявил, что латвийскому правительству надо продолжать диалог с еврейской общиной о том, какое имущество может быть возвращено.

Впрочем, он отказался предполагать, сколько таких объектов может быть. С другой стороны, Ринкевич уверен, что лучше, если бы диалог продолжился вместо блокирования любого процесса.

Ранее Rus.Lsm.lv сообщал, что всеобщее порицание и немилость США грозят странам, которые не возвращают имущество еврейским организациям. Госдепартамент будет составлять соответствующие списки раз в год, гласит закон о реституции имущества жертв Холокоста (см. врезку), который уже подписан президентом США Дональдом Трампом. Хотя Латвия вопрос возврата собственности довоенных еврейских организаций их преемникам начала решать уже несколько лет назад, ей, возможно, есть о чем беспокоиться. Ведь в 12-м Сейме не собираются обсуждать реституцию снова и настаивают, что процесс денационализации имущества закончен.

КОНТЕКСТ

Закон «О справедливости в отношении не получивших компенсации выживших в Холокосте» — Justice for Uncompensated Survivors Today (Just Act) — был инициирован в Сенате и Конгрессе представителями обеих партий и в конечном итоге 26 апреля принят единогласно, что бывает крайне редко. Президент Дональд Трамп подписал его 9 мая этого года.

Закон обязывает Госдепартамент докладывать Конгрессу о продвижении процесса восстановления в правах или компенсации владельцам имущества или денежных накоплений, «незаконно изъятых посредством конфискации, экспроприации, национализации, вынужденной продажи или передачи под давлением во время Холокоста или в период коммунистического правления». Закон распространяется не только на имущество или средства частных лиц, но и религиозных и иных общин, и обязывает Госдепартамент учитывать и судьбу выморочной собственности — т.е. такой, для которой не осталось претендентов на наследство — и используется ли она или положенная за нее компенсация для помощи нуждающимся лицам, пережившим Холокост, на поддержку просвещения по вопросам Холокоста и другие подобные цели. Под действие закона подпадают несколько десятков стран, в 2009 году подписавших Терезинскую декларацию с обязательствами «приложить все усилия» для решения вопросов реституции или компенсаций. Латвия входит в число 46 государств, подписавших документ.

Комментируя американскую законодательную инициативу, глава фонда реституции еврейских общин Дмитрий Крупников пояснил:От Латвии не требуется чрезмерных усилий. Есть вопрос Литвы. Они собрались и решили. Они договорились о сумме возмещения. Поскольку, как и в Латвии, многие из этих зданий кем-то используются».

Именно такие страны, которые не спешат возвращать собственность жертвам Холокоста — будут раз год появляться в чёрном списке госдепартамента США. И хотя никаких прямых санкций не последует — порицание со главных союзников Латвии по НАТО практически обеспечено.

Депутат Сейма Александр Кирштейнс принадлежит к Национальному объединению, которое последовательно и упорно противится реституции. Он объяснил позицию партии:

«Это дискриминирующий закон! Есть целый ряд организаций и предприятий, которые ни цента компенсаций не получили. К тому же имущество можно отдать только законному владельцу. В Литве довоенная организация евреев была централизованной. В Латвии же они были враждебными друг другу. Получается, что мы отдаем дома чужим людям. Большинство членов общины приехали сюда из Советского Союза. Получается курьез — имущество отняли у представителей консервативного иудаизма — они были антикоммунистами. И сейчас это имущество мы передадим бывшим коммунистам?»

В Национальном объединении не исключают, что после выборов процесс реституции может продолжиться. Но только в том случае, если организация, претендующая на компенсацию, докажет, что действовала в послевоенные годы непрерывно. А возможное попадание Латвии в черный список Госдепа называют маловероятным. США должны понять особенности местного законодательства, говорят националы.

Вопрос о возврате еврейской собственности муссируется латвийскими политиками уже долгие годы. Законопроект 2015 года о возвращении пяти объектов, по сути, был приурочен к визиту главы МИД Эдгара Ринкевича («Единство») в США. Именно в Соединенных Штатах активнее всего лоббируется решение проблемы реституции в положительном ключе.

Во время своих визитов в Латвию тему реституции поднимали и специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Холокоста Дуглас Дэвидсон, и госсекретарь США Хиллари Клинтон. В 2012 году тогдашний министр юстиции Гайдис Берзиньш наотрез отказался обсуждать возможность возврата недвижимости еврейских организаций, что стоило ему занимаемого поста.

Тему реституции в начале прошлого года в Риге обсуждала делегация AJC — ведущей американской еврейской организации, встречавшаяся в том числе и с высшими должностными лицами государства, а также послом США в Латвии.

Впервые вопрос реституции довоенной собственности еврейских общин поступил на рассмотрение Сейма при правительстве Айгара Калвитиса, в середине 2000-х. Тогдашний законопроект, подготовленный под влиянием США, предусматривал безвозмездную передачу еврейской общине 14 объектов недвижимости. Кроме того, он предполагал выплату почти 32 млн латов (около 45 млн евро) за 285 других некогда принадлежавших евреям объектов. Сейм законопроект торпедировал. Следующий этап активизации вопроса о реституции начался вскоре после визита президента Андриса Берзиньша в США осенью 2014 года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное