В 2018 году Мара ознакомилась с публикацией Совета Министров Северных Стран «Доверие — золото Северной Европы». Почерпнутые из статьи выводы она стремится адаптировать к латвийской ситуации, признавая, что для достижения выдвинутых целей потребуются годы, если не десятилетия.
Кризис доверия во время пандемии растет и ширится. В один из рабочих дней локдауна представители Совета по меморандуму подключились к Zoom, чтобы совместными усилиями придумать, как этот уровень доверия поднять. Исследователи и эксперты говорили о долгосрочных задачах и ближайших шагах, и во время этого многочасового совещания не раз упоминался термин «золото Севера». Чтобы на шаг приблизиться к этому эталону стран Северной Европы, на будущий год намечены мозговые штурмы и аналитические исследования. Вопрос настолько важен, что выступать разрешалось дольше обычных десяти минут.
Сегодня одной из главных целей повседневной работы Мары и ее коллег в Надведомственном центре координации является умножение доверия общества – взаимного доверия и доверия к власти. Но пока еще это больше напоминает катание камня Сизифом. В Латвии люди издавна доверяли в основном близким друзьям и семье, меньше – незнакомым людям и государственным институтам.
Высвеченный и усугубленный пандемией раскол в обществе еще сильнее подорвал доверие. Однако Мара и ее коллеги ставят перед собой долгосрочные цели. Легче понять деятельность Надведомственного центра координации помогает его название в твиттере – @LVnākotne. Одной из основных задач центр считает разработку плана устойчивого развития Латвии и для достижения этих целей содействует сотрудничеству ответственных министерств и других государственных структур.
Мара родилась и выросла в эмиграции, в Чикаго, жила в Японии, степень магистра получила в США, а в конце восьмидесятых годов в Мюнстере, Германия, координировала образовательную программу Всемирного объединения свободных латышей, посвященную восстановлению независимости Латвии. В Латвию Мара переселилась на следующий день после падения берлинской стены. Поначалу работала в отделе зарубежных новостей газеты Diena и формировала сеть ее зарубежных корреспондентов. Продолжила работу в государственном управлении возрожденной Латвии, занимаясь координацией иностранной помощи, реформой управленческих структур и внутренним аудитом.
Национальный план развития был разработан, когда Латвия только что выкарабкалась из финансового кризиса, и охватывал период с 2014 по 2020 год (NAP2020). Эксперты размышляли, как укрепить способность людей быть и ощущать себя защищенными. «По-английски это обозначается словом resilience, мы же называем это стойкостью. Однако цель не просто устоять, а адаптироваться, не теряя основ», — разъясняет сложные термины Мара. «Человек должен быть дееспособным, чтобы с изменением обстоятельств он мог справляться с ситуацией и не терять способность к развитию».
Когда оценивались достигнутые и не достигнутые на срединном этапе NAP2020 цели, Мара нашла публикацию «Доверие — золото Северной Европы».
«Так уж совпало, но именно в тот момент мы обратили внимание на тезис политолога Фрэнсиса Фукуямы о том, что экономики не могут усиливаться, если люди не доверяют друг другу, из-за чего обществу становится труднее действовать в общих интересах».
Мара поясняет, насколько важно улучшать два показателя, которые в Латвии исторически были очень низкими: доверие к согражданам и доверие к правительству.
«Доверие стало ультранаукой, над ним работают ОЭСР[1] другие межгосударственные организации, научные институты, национальные правительства и др. На фоне других государств именно страны Северной Европы выделяются не только высоким уровнем внутреннего доверия, но и ведущей ролью в контексте доверия в международной среде», — признает Мара. После выхода публикации «Доверие — золото Северной Европы», дискуссий на фестивале общения LAMPA, цикла статей на портале Delfi в 2018 году и конференции Надведомственного центра координации произошел щелчок: «Мы поняли, что в новом Национальном плане развития в качестве одной из четырех стратегических целей должно быть выдвинуто умножение доверия».
Теперь в новом Национальном плане развития (NAP2027) «умножение социального доверия» стало одной из стратегических целей, подразумевающей и взаимное доверие жителей, и доверие к государственным институтам.
Министерство культуры концентрирует силы на укреплении сплоченности общества, а Государственная канцелярия заботится о доверии общества к государственным структурам. Общие действия правительства направлены на то, чтобы доверие внедрялось во все сферы – от A (внешняя политика) до Z (земледелие).
Хотя высокое доверие общества считается феноменом Северной Европы, «это не само собой разумеющийся природный ресурс как золото, лес или нефть». Это результат длившихся десятилетиями или даже столетиями процессов, получивших импульс от народных движений XIX века [2].
«Все правительства Латвии после восстановления независимости крепили принадлежность Латвии к региону Балтии и Северной Европы. В качестве известного эталона мы выбрали достижения Северных стран в социальной, экологической и экономической сферах», — Мара излагает то, что упомянуто во многих декларациях. «Сложнейший вопрос в том, как реально достичь обозначенных целей с учетом ограниченных ресурсов и исторического опыта. Очевидно, что происходить это будет не быстро, а постепенно, с изучением опыта и культуры своих добрых соседей и осознанием через это, откуда могут исходить импульсы. Интернет-серфинга недостаточно, конструктивные действия возможны только через откровенные переговоры и сотрудничество».
Повседневная задача Мары и ее коллег заключается в формировании отраслевых политик Латвии в сцепке с правительством и министерствами. «Очень хорошо, что на любом уровне в поисках лучшей практики мы можем контактировать со странами Северной Европы, и Бюро Совета Министров Северных Стран в Латвии для нас стало великолепным партнером по сотрудничеству», — говорит она
Авторы публикации о золоте Северной Европы указывают на пять сфер деятельности, позволяющих северным, а возможно и другим странам, сохранять высокий уровень доверия:
- Создание государства благоденствия, не допускающего расслоения общества,
- Открытые и прозрачные действия, добросовестное обращение с налоговыми поступлениями и борьба с мельчайшими проявлениями коррупции,
- Поддержка общественных организаций,
- Обеспечение высокого уровня образования,
- Устранение длительной безработицы, а также эффективная интеграция беженцев и иммигрантов в рынок труда.
Разумеется, у каждой страны своя специфика. Государство всеобщего благосостояния может развиваться, если ведется работа над предотвращением и уменьшением неравенства возможностей и доходов. Мара признает, что с течением лет удалось уменьшить детскую бедность в семьях. Сложнее обстоят дела с повышением уровня жизни одиноких пенсионеров, так как у многих доходы ниже порога бедности. «Мы видим также, какой риск бедности порождает безработица, поэтому людям важно работать, причем официально, чтобы потом была пенсия», — подчеркивает Мара.
Государство в последние годы создает систему определения минимального уровня доходов. Важным был вердикт Конституционного суда о несоответствии уровня гарантированных минимальных доходов Конституции. Для полной реализации этого вердикта необходимо, чтобы общество было готово либо повысить налоги, либо собираемые налоги перераспределить и, разумеется, налоги платить. «Хорошее образование — это превенция, устранение безработицы тоже превенция. Приходится признать, что доверие к окружающим всегда было выше доверия к правительству, поэтому все активнее будут становиться общества соседей, местные организации. Доверие не создается лишь финансовыми средствами, совсем напротив — чем крепче доверие и к другим, и к правительству, тем выше экономическое благосостояние», — Мара пытается проще объяснить комплексную природу выдвинутых ею вместе с коллегами целей.
«Поэтому страны Северной Европы стараются поддерживать высокий уровень доверия, и Латвия после восстановления независимости длительно работает над его достижением».
Однако и в Северных странах высокий уровень доверия не обходится без испытаний. Например, в Исландии после экономического краха 2008 года доверие населения резко упало, и 70% жителей сочли должностных лиц своего государства коррумпированными.
В 2019 году Ригу с гостевой лекцией посетил исландский исследователь Йон Олафссон, в свое время участвовавший в разработке рекомендаций правительству Исландии о совершенствовании кодекса этики. Профессор Олафссон ознакомил с исландским опытом специалистов Государственной канцелярии, в то время работавших над латвийским Законом о поднятии тревоги. Оказалось, что в сфере юридической защиты поднимающих тревогу и Исландия, и Латвия разработали решения, способные обоюдно послужить ценной инициативой.
«О доверии предстоит еще многое изучить. Насколько оно ситуативно? Насколько обосновано опытом или мифами? Не становится ли выражение недоверия инструментом — я высказываюсь, и тогда ко мне прислушиваются?».
Мара перечисляет требующие изучения аспекты: «В следующий раз с экспертами Северных стран мы встретимся в рабочей группе ОЭСР по доверию, в которую мы только что вступили и в инициировании которой важную роль сыграли страны Северной Европы с их многолетним опытом изучения доверия. Здесь уже 20 государств проведут исследование доверия к институтам государственного управления, и по его итогам мы сравним наработанный опыт уже в расширенном кругу».
[1] Организация экономического сотрудничества и развития
[2] “Доверие – золото Северной Европы”, Ульф Андреассон, аналитический отчет Советa Министров Северных Стран, 2017 год, стр. 15.