Ринужская средняя школа находится за пределами центра столицы, в Вецмилгрависе. Это одна из школ для нацменьшинств, которая открыла свои двери для детей военных беженцев, сейчас здесь оформлены 28 школьников из Украины. Несколько из них в 10 классе.
«Мой класс дружный, — рассказал учитель Валерий Ирицянс. — Каждому украинскому ученику даю наставника — помочь с переводом на латышский и адаптироваться в школе, найти классы, где столовая, где спортзал».
Как говорить о войне на Украине? Особенно в условиях, когда превалирующее число детей из русскоязычных семей. Директор Клюкин считает: «Чтобы не вызывать конфликтов, наша главная цель — сделать так, чтобы дети не приносили из своих семей что-то разъединяющее, а наоборот вернувшись из школы дома могли рассказать о позицию государства, позиции единения».
Сам директор неоднократно проводил уроки в классах с целью донесения информации о войне, еще до приезда беженцев созвал в актовый зал на обсуждение все классы школы. «Я высказал и позицию государства, и свое личное мнение как директора о том, как правильно себя вести в этой ситуации. Кроме того, я учитель в девятых классах. На уроках происходящее также обсуждалось несколько раз — конфликтов не возникло. Дети понимают, очень хорошо понимают, что идет война и ее опасность — это на самом деле самое страшное, что может случиться», — добавил Клюкин.
Журналисты Латвийского телевидения связались с несколькими столичными школами — здесь, как оказалось, на уроках мало говорят о войне, позволяя учащимся сначала привыкнуть к ситуации. При этом Министерство образования и науки разработало и продолжает создавать различные вспомогательные материалы для использования в школах, но универсальной формулы для всех нет.
Cвыше тысячи детей из семей военных беженцев провели в латвийских школах первую неделю обучения. Еще более 300 малышей из Украины начали посещать детские сады. Большинство украинских детей — 800 человек — поступили в рижские школы, в основном дети выбрали школы нацменьшинств, при этом более 200 школьников остановили свой выбор на латышских.
Всего же в Латвии зарегистрировано почти 500 детей из Украины в возрасте до двух лет и более 4000 детей в возрасте от 2 до 18 лет. В столице и в других городах всё чаще возникает вопрос, а хватит ли всем мест в школах и детских садах? В ожидании ещё большего наплыва беженцев придётся искать новые решения, чтобы устроить украинских детей и подростков в образовательные учреждения.