Без кислородных масок обходятся всего двое из 12 ковид-пациентов Клиники токсикологии и сепсиса RAKUS. Эти двое сейчас учатся снова дышать самостоятельно. Остальные подключены к аппаратуре, без которой они задохнулись бы. Именно из-за этих тяжелобольных в больнице вынуждены были отменить плановые операции, потому что койки интенсивной терапии, требующиеся после тяжелых операций, пришлось отдать пациентам с Covid-19.
«Очередная точка кризиса достигнута, по крайней мере в RAKUS, и сегодня в группе оперативного управления мы приняли решение об объявлении ЧС по больнице»,
— рассказал председатель правления медучреждения Имант Паэглитис.
Одна операционная 6 сентября не открывалась вообще. Ее персонал надел защитные костюмы и отправился ухаживать за больными коронавирусом. «Узким бутылочным горлышком» Имант Паэглитис называет ограниченное число медиков, медсестер интенсивной терапии:
«Нам надо решать, куда направить этот ресурс. И мы вынуждены прервать плановые хирургические операции или отложить их на время».
Если ничего не изменится, Восточная больница должна будет ограничивать свои услуги и дальше. Глава Клиники токсикологии и сепсиса RAKUS Олег Шуба заявил:
«Активность [коронавируса] связана и с учебным процессом, и с кучностью людей. Это ожидалось. Мы — в самом начале этой волны».
Намного более опасный и высокозаразный подтип коронавируса «дельта», который сейчас распространяется активнее всего, увеличил долю тех пациентов в Гайльэзерсе, что переносят инфекцию в тяжелой форме. Если прежде их насчитывалось 10-12%, то теперь — каждый пятый.
Никто из тяжело болеющих сейчас (и занимающих две трети коек интенсивной терапии) не был вакцинирован от Covid-19. По своему опыту Олег Шуба говорит, что тяжелый больной с коронавирусом может провести на больничной койке и до ста дней. С заполнением койко-мест начнется и реальная сортировка пациентов:
«Кого можем, кого не можем спасти. Это трагично не только для пациента, но и эмоционально тяжело для самого медика. Потому что мы дойдем до сортировки — кого мы можем взять в интенсивную терапию, а кого нет».
В Восточной больнице подчеркивают, что и в режиме ЧС не будут отменяться операции, направленные на спасение жизни. Но нередко грань между обычной операцией и жизненно необходимой очень тонка.
Как уже писал Rus.LSM.lv, из-за стремительного роста заболеваемости Covid-19 в Даугавпилсской региональной больнице объявили режим внутренней чрезвычайной ситуации — медучреждение пока работает в штатном режиме, но каждую неделю наращивает число койко-мест для ковид-пациентов на 20, и сейчас их в общей сложности уже 123.
Rus.LSM.lv ровно два месяца назад сообщал: изменения в законе о борьбе с Covid-19, одобренные парламентом и уже вступившие в силу, делегируют Кабинету министров право устанавливать принципы использования ресурсов интенсивной терапии во время пандемии коронавируса. В в случае перегрузки больниц разрешается делить потоки пациентов на приоритетных и остальных — в зависимости от медпоказаний.
Как уже сообщалось, ЧС в медицине уже объявляли в начале декабря 2020 года. Этот режим дал медучреждениям возможность свободнее распоряжаться своими ресурсами, чтобы оказывать помощь пациентам в связи с Covid-19 и в связи с неотложными случаями при других диагнозах. Как писал Rus.LSM.lv, в период второго локдауна в Латвии были ограничены плановые услуги в больницах. В ситуации пандемии Covid-19, при ограниченном доступе к аппаратам искусственной вентиляции лёгких, латвийские врачи будут решать, кого из пациентов спасать, а кого нет. Никакой живой очереди.