Неверная диагностика, неравномерное качество онкологических операций, а также недостаточный отклик целевой аудитории скрининг-программ — эти и ряд других проблем ранее ранее показало журналистское расследование LTV «Диагноз — рак». Множество рекомендаций по улучшению системы содержится и в подготовленном Минздравом докладе, который 14 июля лег на стол правительства.
Одна из рекомендаций журналистов LTV, включенная Минздравом в доклад — это разработка единого стандарта операций. Это дало бы основание пациентам уверенность, что независимо от места проведения операции результат будет равноценным, например, рижскому.
Сейчас это не так. Методы хирургов в разных больницах отличаются, и порой решение врача, например, не удалять лимфоузлы впоследствии может стоить пациенту жизни. В докладе министерства предлагается ввести единый стандарт — протокол действий врача, которого хирургам предстоит придерживаться, чтобы меньше было возможностей для интерпретаций. И в гистологических заключениях тоже следует указывать не только, изъята ли опухоль в границах здоровых тканей, но и то, сколько изъято лимфоузлов, поясняет глава отделения хирургии груди Латвийского онкоцентра Янис Эглитис.
Онкоцентр готов участвовать в обучении коллег и надзирать за этой сферой, но указывает: необходимо финансирование, чтобы привлечь молодых профессионалов к столь высокоинтенсивной работе. Позитивный пример уже есть — прошедшее в прошлом году обучение врачей маммографии. И эта проблема — то, что некачественные обследования грудных желез и неправильное прочтение снимков мешают вовремя распознавать рак груди — была обозначена и в исследовании LTV, и в министерском докладе. Но понемногу ситуация улучшается.
«Улучшаются и технологии, и то, что достаточно много резидентов молодого поколения весьма целенаправленно выбирают диагностику груди. И при этом объеме и качество растет, и мы сможем все более сложные диагностические манипуляции выполнять», — прогнозирует Эглитис.
Но чтобы ситуацию в различных лечебных учреждениях можно было полноценно проанализировать и полноценно лечить пациентов, необходим особый регистр раковых больных. Тот, что до сих пор использовался, несовершенен — он создан для нужд статистики и не совместим с внутренними компьютерными системами больниц.
В Национальной службе здоровья (NVD) на базе платформы e-veselība создается новая система, но происходит это медленно. Сейчас только определяют требования к тому, какой эта новая система должна будет быть.
Центру же профилактики и контроля заболеваний (SPKC) следует просвещать общество и менять отношение населения к участию в финансируемых государством программах скрининга на онкозаболевания, прозвучало в эфире LTV. И хоть и недостаточно, но это происходит. По сравнению с 2009 годом, в три раза чаще проводятся проверки на рак шейки матки у жительниц Латвии, в два раза чаще — скрининг на рак груди.
Хотя и выросло, но все равно еще остается недостаточным число проверок на рак кишечника — явка пациентов по приглашениям на бесплатные проверки очень невысока. Поэтому планируется новая кампания социальной рекламы. «До сих пор у людей неосведомленность, у людей страхи. Есть множество причин, почему не посещают и не используют эту возможность», — указывает завотделением SPKC по стимулированию здравоохранения Майя Пауниня.
Легче просвещать молодежь — ушей такой аудитории довольно просто достичь в школах. «Взрослые не слишком охотно слушают об онкологии, для них это табуированная тема. В связи с чем нам нужно пытаться как-то умно их завлекать на мероприятие, разделив, к примеру, его на две части, где одна посвящена профилактике онкозаболеваний, а вторая — выгоранию, что является более «привлекательным» вопросом», — поясняет Пауниня.
Все-таки в борьбе с раком страусиная политика плохой помощник, резюмирует LTV.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, завершив исследовательский журналистский проект «Диагноз — рак» о том, как в Латвии диагностируют и лечат онкозаболевания, Служба новостей Латвийского телевидения обобщила информацию и составила список необходимых изменений, разослав его также высшим должностным лицам государства, председателям ответственных комиссий Сейма, министру здравоохранения и руководителям двух крупнейших рижских больниц. Часть этих идей была включена в свежий доклад Минздрава.