Удушье от нехватки кислорода Covid-пациентам в больницах Курземе не грозит. Пока

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В начале пандемии Лиепайская региональная больница вдвое увеличила мощности по производству кислорода для тяжелых больных — но  они уже почти исчерпаны. В ближайшие дни будут установлены дополнительные емкости, что избавит врачей от необходимости выбора — кому из пациентов дать дышать и дальше, а у кого отключить маску. Другие больницы Курземе тоже пока справляются.

Станция производства кислорода расположена в подвале Лиепайской региональной больницы. Здесь шумно и жарко. Оборудование работает практически на полную мощность, производя 900 литров кислорода в минуту. Пока. Этого. Хватает.

Новость о дефиците кислорода в Даугавпилсской региональной больнице стала причиной интереса Rus.LSM.lv к положению в больницах Курземе. В лечебных учреждениях региона пациентам есть, чем дышать. Пока. Эту оговорку приходится делать все время: признаков уменьшения притока новых больных пока нет, как бы ни хотелось их увидеть.

«Мы одна из редких больниц в Латвии собственным производством медицинского кислорода. Сначала, до начала пандемии, у нас была одна станция, и она полностью обеспечивала все наши потребности. А потом пришел “ковид”, стало ясно, что кислорода надо больше, намного, намного больше… Мы купили вторую станцию, более мощную. Теперь у нас две станции по извлечению кислорода из воздуха и у каждой по два концентратора», — рассказал Rus.LSM.lv член правления Лиепайской региональной больницы Андрис Вистиньш.

Обе станции подключены к аварийному дизель-генератору — на случай, не дай бог, перебоя в подаче электричества. И если что-то случится с самими станциями (тьфу-тьфу-тьфу!), есть еще и «связки» баллонов, в них хранится резерв кислорода. В каждой связке 12 баллонов по 50 литров в каждом. До начала пандемии, в «мирное время», как выразился Андрис Вистиньш, в больнице было две таких связки, теперь шесть. В прежней жизни, до ковида, кислорода больнице нужно было гораздо меньше — в среднем, 300-400 литров в минуту вполне хватало всей больнице. Но теперь, в «военное время», все иначе. Один аппарат искусственной вентиляции легких в «ковидной» реанимации потребляет 60 литров в минуту — 3600 литров в час, 86 кубометров в сутки. Для «просто» тяжелых в реанимации, тех, кто дышит сам, достаточно вдвое меньше.

«Сегодня утром наши генераторы отдавали почти 1000 литров в минуту. Это практически предел. То есть они могут столько производить, но… Представьте сердце, оно же не сокращается непрерывно на максимуме. Сейчас получается, что все четыре наши концентратора работают в режиме “педаль в пол”. Сколько техника может выдержать в таком ритме? Но пока справляемся, хотя очень опасаемся постоянного роста числа пациентов», — рассказал Андрис Вистиньш. И прервался, чтобы ответить на звонок.

Звонили, как оказалось, из Elme Messer, крупного производителя и поставщика промышленных и медицинских газов с мощностями в Латвии.

«Готовимся устанавливать дополнительные хранилища для “привозного” кислорода, — пояснил Андрис Вистиньш. — Чтобы нашим врачам не пришлось принимать тяжелейшие решения, кому из пациентов давать кислородную маску, а кому нет». Таких ситуаций в Лиепае пока не возникало. Пока.

Андрис Вистиньш надеется, что и не дойдет: «Начнем прямо на выходных, надо торопиться. На следующей неделе подключим эти дополнительные емкости». Хотя это именно надежда, а не уверенность: «Если так будет продолжаться, то можем дойти и до такого».

Важны не только производимые и запасенные объемы, но и возможность доставки жизненно необходимого газа до пациента. Одно дело, когда из многих коек больницы кислород нужен лишь на некоторых, совсем другое — почти на всех одновременно. Речь о давлении в системе — при таком массовом потреблении оно падает. «До войны» его хватало с головой. Сейчас тоже — по крайней мере, пока. Благодаря недавней реконструкции.

«Летом, когда было небольшое затишье, мы в Covid-отделениях, то есть в инфекционном и тех, которые тоже отдавались под этих пациентов, поменяли трубки на более толстые, перестроили всю сеть медицинских газов. Теперь кислород подведен ко всем койкам стационара. Но, если кислород придется подавать сразу к нескольким сотням коек (в ЛРБ их 338 — Л. М.), то наше оборудование не справится. В новых отделениях сейчас идет реконструкция, там мы сразу устанавливаем трубки большого диаметра. Да пару лет назад об этом вообще никто не думал! Не только мы, во всем мире так было. Инфраструктура больниц “старой” Европы тоже не была к этому готова», — сказал Андрис Вистиньш.

Он надеется, что всего уже сделанного — увеличения мощностей производства, пропускной способности, установки «аварийных» резервуаров — хватит. Но важнейшее в цепочке спасения жизни — медики, а они уже на грани: «Ситуация очень серьезная. Но сейчас всё контролируемо и решаемо». Пока.

Лиепайская региональная больница — крупнейшая в Курземе. «Ковид»-отделения теперь есть и в Северокурземской больнице в Вентспилсе, на этой неделе приняли первых пациентов и в ее филиале — небольшой больнице в Талси. Лечат таких больных и в Кулдигской больнице, хотя в предыдущие волны всех «ковидных» отправляли в Вентспилс или Лиепаю. Кислород нужен везде.

«Каждые пять дней приезжает поставщик и заполняет наши емкости кислородом. При нынешнем числе занятых коек нам хватает. Пока: если пациентов станет больше, могут быть сложности. Сейчас у нас уходит намного больше кислорода, чем когда-то, примерно тонна в день. И около 90% нужно “ковид”-пациентам…», — пояснил Rus.LSM.lv председатель правления Северокурземской больницы Юрис Лацис.

В разговоре с Rus.LSM.lv ему заочно вторил глава маленькой Кулдигской больницы Агрис Розенфелд: «Мы можем обеспечить до 25 пациентов. Если их станет больше, начнутся сложности. Но — пока хватает». Пока.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное