Тема, о которой почти не говорят: насилие в родах

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Пережитое во время рождения ребенка насилие может быть самым разнообразным, но сближает все эти случаи одно – такие воспоминания женщины предпочитают не ворошить. Однако если называть вещи своими именами – это подлинное насилие, и ничто иное. Близится 25 ноября – День революции роз, эту дату в мире отмечают как день борьбы против насильственного отношения к роженицам.

В этот день, о котором и в Латвии постепенно начинают узнавать, в других странах женщины, столкнувшиеся во время родов с насилием, приносят к роддомам одну розу, сообщает Latvijas radio. Иногда к ней прилагается записочка...

Психотерапевт Вита Калниня и дула (помощница при родах – не акушерка, а скорее повитуха. - Прим. Rus.lsm.lv) Яна Биеза в радиопередаче «Семейная студия» рассказали, что роженицы подвергаются физическому, эмоциональному и медицинскому насилию в тот момент, когда они особенно уязвимы.   

«Насилие в родах – это нехватка уважения, любви, коммуникации – то, что наносит вред. В наше время в родовспоможение приходят технологии, оставляя мало места для человеческого присутствия. Это проблема не только для Латвии, с нею сталкиваются много где в мире», – говорит Биеза.  

Эмоциональное насилие – словесное: когда стыдят, насмехаются, вызывают чувство вины. Физическое – нечуткие, грубые осмотры, которые женщины потом сравнивают по степени пережитых болевых ощущений с изнасилованием. Медицинское насилие – такая вещь, которую сами матери порой даже не могут распознать. Это ненужные, несвоевременные или иногда даже вредные для матери и плода манипуляции. Например, прокол околоплодного пузыря или медикаментозная стимуляция с целью ускорить роды, запрет на выбор позы роженицей, рассечение мягких тканей.  

По словам Виты Калнини, родовые психические травмы – не редкость: «Меньшая часть пациенток приходит на терапию с осознанием, что они хотят проработать неудачный опыт родов, больше приходят с послеродовой депрессией, тревожностью и другими проблемами».

Калниня отметила: британские исследования показывают, что треть случаев послеродовой депрессии у женщин возникает как последствие определенных негативных событий в родах, но сами женщины этого зачастую не осознают.

Яна Биеза подчеркнула: «Никто, кто сам не пережил насилия, не становится насильником. Условия, в которых трудятся врачи – сложные, даже насильственные».   

Мадара – мать троих детей, и ее воспоминания об отношении медперсонала в родильном отделении болезненны. Она не заключила договор на прием родов заранее, из-за чего к ней были невнимательны:

«Почему я должна платить за дулу, заключать договор, если мне в этом государстве положено бесплатное родовспоможение, и стране нужны дети? Я должна страдать потому, что у государства финансовые проблемы?»

Зачастую ни роженицы, ни их близкие не могут распознать, какого рода насилие имело место в родах, после них, в период налаживания грудного вскармливания. Немаловажно и секундарное насилие, которому подвергается отец новорожденного ребенка. Нередко он испытывает эмоциональные перегрузки, влияющие на дальнейшие отношения в паре: « На папу могут возлагать ответственность за роды и здоровье ребенка. Такие роды могут плохо повлиять на здоровье новорожденного: плач, плохой сон, беспокойство – дети с такими симптомами ясно показывают, как им довелось родиться», – отмечает Вита Калниня. 

Позвонившая в студию слушательница отметила: порой и акушеркам достается от рожениц. И акушерка не должна слушаться роженицу – от ее действий зависит, не пострадают ли младенец и мать, акушерка отвечает за обоих. И порой ей приходится применять насилие, чтобы вернуть роженицу в состояние «здесь и сейчас». 

Психотерапевт Вита Калниня считает, что за таким поведением матери может стоять пережитое в прошлом насилие. «Поведение, когда женщина в родах ведет себя так, что вредит собственному ребенку, когда с ней невозможно контактировать – следствие пережитого насилия. Это чрезвычайно виляет на опыт родов. И один из старых методов – насильственно ее вернуть «сюда и сейчас»». 

«Точка зрения на роды теперь другая, потому что женщины о родах много когда знают куда больше акушерок. – говорит акушерка Инесе Кампуса. - Но команде медиков важно осознавать, как действовать лучше. В наши дни у роженицы есть большие возможности снизить уровень беспокойства. Больше всего тут работает человеческий фактор: когда все оговаривается, насилию нет места.

Каждые роды протекают по-своему, нельзя установить время, ускорить процесс, чтобы уложиться в нормативы. Многое зависит от акушерки, гинеколога и общей работы команды. С эмоциональным насилием со стороны самой роженицы доводится сталкиваться, если она не прислушивается к профессионалам – тогда трудно работать. Нередко мы идем на поводу у беременных, они своими требованиями могут нас морально сокрушить. 

Это случается редко, но бывают и такие случаи, когда акушерка и роженица мучают друг друга».  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное