«Думаю, обогатители питания в нашем урбанизированном, высокострессовом образе жизни играют огромную роль. Как и всё остальное, чем мы пытаемся улучшить и облегчить себе жизнь. Например, нам в сезон гриппа нужен витамин С – но мы не можем ежедневно поедать по 2-3 кг яблок. С пищей получить нужное количество витаминов нереально. А совершенно здоровых людей, которым бы подпитывать организм дополнительно не требовалось, я давно не встречала.
У всех где-то что-то не так. Одному нужен магний, потому что он испытывает очень большой психологический стресс, и перед ним невелик выбор: чтобы не выходить из себя, нужно пить или антидепрессанты, или магний. Другому требуется еще какая-то добавка».
Так было не всегда, признаёт нутриционист: если спросить любого жителя Латвии в возрасте 65-70 лет, тот подтвердит, что лет 40 назад еще не было таких эпидемий, чтобы дети болели гриппом или насморком повально все, всей школой. Или чтобы рабочие коллективы так же дружно мучились от ОРВИ. Объясняют изменения разными причинами: «от загрязнения воздуха до теории заговора», шутит Кузнецова.
«Но факт остается фактом. Нам, кому раньше, кому позже, неизбежно приходится добавлять в свой рацион какие-то ингредиенты. Те, которые мы не можем получить с пищей. (…) Но так же как резиновые сапоги вы надеваете в дождь — и пищевые добавки с витаминами нужны, когда у организма есть в них потребность, а не круглогодично!
Так, витамин С и цинк мы пьем вот сейчас, когда начинается сезон вирусов. А при высокой физической и стрессовой нагрузке нам требуется магний. Многие школьные учителя им спасаются при их нервной работе. Ведь им важно не просто пережить этот стресс, но и не перенести его на детей».
Особенно важную роль в регулировании обмена веществ играет витамин D, подчеркнула специалист. Этот витамин не только препятствует рахиту у детей и остеопатиям у взрослых, но и «держит на себе» многие функции организма: выработку стероидных гормонов, биохимию костей, мышечные функции и даже функцию щитовидной железы — потому что без витамина D не работает фермент, активизирующий ее гормоны, за счет которых производится обогрев тела, происходит прилив энергии и хорошего самочувствия.
Нехватка витамина D может объясняться… пристрастием к гигиене, отметила Кузнецова. Ведь он вырабатывается в жировом слое на поверхности кожи. Том самом, который мы активно с себя смываем, ежедневно отправляясь под душ.
Получается парадокс: летом, пребывая на солнце, люди создают условия для синтеза витамина D, но, придя с пляжа домой, тут же, намыливаясь, смывают с кожи необходимый для этого синтеза жир.
Но и этот витамин следует пить по показаниям, а не «для профилактики»: сдаете анализ крови, и, если витамина D меньше 30 единиц — врач выпишет вам рецепт, потому что это уровень, при котором гарантированы проблемы со здоровьем, и его нужно повышать извне. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, даже менее 50 единиц — это уже тревожный сигнал, говорит Кузнецова.
Через месяца три после курса приема витаминного препарата делается контрольный анализ крови и, если все в порядке — уровень присутствия витамина D измеряется раз в год. Снова стал ниже – снова пьем курс. Самодеятельность тут совершенно противопоказана, потому что, например, при длительном употреблении синтетических форм витамина D в организме некоторых особо предрасположенных людей начинает развиваться жёлчнокаменная болезнь.
«Но есть и натуральные формы витамина D — например, в бычьей печени или рыбьем жире, которые усваиваются без таких проблем. Но с рыбьим жиром потребителям нужно быть осторожными: важно, как и откуда этот продукт получен. Витамин D находится только в печени рыбы. А основная масса рыбьего жира делается из отходов рыбопереработки, и он несколько раз пастеризуется, стерилизуется, рафинируется, дезодорируется…
И в этих жирных кислотах нет никакого толку потому, что при нагревании свыше 70 градусов все жирные кислоты класса омега-три разрушаются. И мы пьем просто жир! А потом люди удивляются: пью-пью, а никакого эффекта нет», — рассказала эксперт по питанию.
Ожидаемого эффекта для сердечно-сосудистой системы, для развития нейронов мозга у ребенка от такого продукта не будет, предостерегла она.