Глава DAP Андрей Свиланс ранее предупреждал, что ручной хищник — это угроза обществу. «Скорее всего, будут приняты самые радикальные меры. К сожалению. Мне тоже жаль, но это лучше, чем ждать первую человеческую жертву», — пояснил он.
Недавно медведь впервые был замечен на обочине возле волости Леясциемс в Гулбенском крае, а затем перебрался на обочину Смилтене-Гулбене, где стал объектом развлечения для водителей: возле него останавливались, снимали на видео, угощали едой.
И ушная бирка, и образцы ДНК показали, что это был один из двух медведей, которых прошлой осенью увезли в глухие леса из Валкского района чтобы отучить животных приходить во дворы к людям и научить самих искать пищу. Поскольку оба зверя были подростками (младше двух лет) у специалистов сохранялась надежда, что после зимней спячки медведи отучатся от людей и начнут жить самостоятельно, но этого не произошло. Контактируя с людьми медведь утратил какие-либо навыки выживания в дикой природе, не боялся ни шума, ни автомобилей. Вчера эксперты сообщили, что косолапый, как представляющий угрозу, был ликвидирован.
«К сожалению, судьбу этого медведя решила та часть общества, которая, игнорируя предупреждения и рекомендации специалистов, а также, подвергая опасности здоровье и безопасность себя и других людей, приносила медведю угощение. Медведь оказался заложником ситуации», — прокомментировала ситуацию Гита Строде, директор департамента Управления охраны природы.
Получая еду дикие звери привыкают к человеку, при этом подавляется естественный инстинкт хищников избегать нас. Этому косолапому не удалось найти место ни в одном из европейских зоопарков, поэтому финал истории печален.
«Кормление любого дикого животного меняет его поведение. Это история не только о медведях, так можно сказать о любом животном», — пояснил Ингмарс Лидака, представитель Рижского зоопарка. Такую картину можно было наблюдать в зоопарке, когда угощение из рук посетителей полностью меняло поведение живущих здесь бурых медведей: «Мы не видели нормального медведя. Мы видели медведя, изображающего медведя в цирке и пытающегося что-то попросить. В природе это может привести к тому, что животное поймет, что любой, кто придет, даст ему еду. А когда человек ничего не даст, животное может начать ее требовать».
Свиланс, в свою очередь, напомнил, что медведь весит более 200 килограммов, это животное с длинными и острым когтями. Поиск морковки в итоге может окончиться трагически.
Чтобы избежать подобных случаев, специалисты призывают не кормить диких животных. Они должны жить своей жизнью, люди — своей. «Медвежат, оленят нельзя тащить домой и изображать благодетелей. Затем оленя или медвежонка выпускают обратно в лес, и человек, по сути, запускает в лес потенциальное орудие убийства», — пояснили в службе.
По оценкам специалистов, в Латвии может жить около 50 медведей. Вероятность встретить их в лесах очень мала. При нормальных обстоятельствах животные сами убегают при встрече с людьми. Исключением могут быть медведицы с малышами или животные, выкормленные человеком.
Как уже сообщал Rus.LSM.lv, в середине марта в Жигурском лесном массиве медведь напал на работника АО Latvijas Valsts meži и укусил его за ногу. Согласно исследованиям латвийского научно-исследовательского института леса Silava, популяция зверей в Латвии только растет, при этом наша страна становится для косолапых не просто «транзитной» зоной, а постоянным место жительства. Хищники у нас зимуют и размножаются — и этот фактор надо учитывать всем отправляющимся в лес, особенно весной.