Как пояснил председатель комиссии Сергей Долгополов, нынешний вариант закона не доработан — он не нацелен на защиту осведомителей и не исключает возможность клеветы.
«Если задать себя вопрос, отвечает ли закон в том виде, в каком он подготовлен, названию «О защите осведомителей», — нет, не отвечает. Из 11 статей нет ни одной, которая бы регулировала защиту осведомителей», — рассказал он.
«Второе — он охватывает слишком широкий круг вопросов, не выделяет основное. Государство принимает нормативные акты обычно, чтобы выделить особо трепетные, особо волнующие темы. В Латвии это, конечно, прежде всего борьба с коррупцией и теневой экономикой. На второе место, а может, и на первое я бы поставил защиту жизни и здоровья людей. Случай с Maxima показывает, что это тема, которая не только волнует общество, которая горит. И эти три вопроса — борьба с коррупцией, борьба с теневой экономикой и защита здоровья и жизни жителей — те темы, которые могли бы стать основными в этом законе. Как вы знаете, у нас очень любят компании черного пиара, избирательные кампании и не только. Поэтому, если кому-то кто-то наступил на больную мозоль, совсем не исключено, что пострадавший не напишет на тебя жалобу, что ты разворовываешь государство. Сегодня на заседании комиссии этот вопрос звучал очень остро — об ответственность за информацию, которую ты предоставляешь государству о возможных нарушениях», —добавил политик.
То, что для Латвии является новинкой, уже работает на практике в других странах мира. С использованием информации от «сигнализаторов» в США только в этом году на различные компании и организации наложено штрафов на сумму более 950 миллионов долларов. 617 миллионов из этой суммы было возвращено инвесторам, спасено от нечестных операций. Информаторы за предоставленные данные получили 158 миллионов долларов вознаграждения.
В прошлом году сумма санкций, наложенных в результате получения информации от осведомителей, составила 1 миллиард 270 миллионов евро.