«Военные действия нового поколения». Именно так потенциальную угрозу для нашей страны характеризует Министерство обороны. Непростая геополитическая ситуация в нашем регионе заставляет без устали проверять свою готовность к возможному военному конфликту.
В связи с этим надо укреплять не только военную мощь, но и гражданскую оборону, полагают в Минобороны, которое подготовило изменения к Закону о национальной безопасности. Если их вслед за правительством примет и Сейм, то в случае угрозы государству может объявить о мобилизации на срок до 72 часов, а военные и мирные жители будут знать свои права и обязанности.
«Нужно создать всеобъемлющую оборону, в которой должны участвовать не только госструктуры, вооруженные силы и земессардзе, но и жители. Эти поправки создают основу для всеобъемлющей обороны. Здесь важны две вещи. Во-первых, права — жители могут не подчиняться незаконной оккупационной власти и сопротивляться ей. Однако есть и обязанности — помогать Национальным вооруженным силам и выполнять их поручения. Еще одна обязанность — не сотрудничать с незаконными учреждениями оккупационной власти. Как видите, обязанности являются обязательными для всех, а права — по возможности и выбору самих жителей», — рассказывает госсекретарь Министерства обороны Янис Гарисонс.
Грань между обязанностями и правами тонкая. Жители должны отказываться от сотрудничества с вражеской властью и противостоять агрессору всеми доступными средствами. Например, тормозить какие-либо промышленные процессы, не участвовать в нелегитимных выборах и референдумах оккупационной власти. При условии, что все это не нарушает основные права человека.
Закон предписывает и право поддерживать движение сопротивления, заниматься саботажем и вредительством, чтобы подорвать действие незаконных структур и армии агрессора, а также самому браться за оружие. Оказывать сопротивление в случае потенциального конфликта должны все.
Наиболее полную информацию о защите родины жители могли бы получить, вступив в земессардзе, говорит госсекретарь Министерства обороны Янис Гарисонс. Но в целом активная работа ведется и с самоуправлениями. Элементы гражданской обороны будут проверяться также во время обширных учений в августе этого года «Намейс 2018».
Кроме этого, государственной обороне вскоре начнут обучать в школе. Сейм рассматривает законопроект о включении такого предмета в список обязательных уже с 2024 года. Каждый месяц учебного года один день старшеклассникам будут рассказывать о гражданском самосознании, сплоченности и лидерству, развивать способности защищать государство. По такому принципу предмет введут в 12 средних школах уже в сентябре этого года, в рамках пилотного проекта. Чему будут учить детей, рассказывает руководитель Центра яунсардзе и информации Айвис Мирбахс.
«Мы будем обучать принципам обороны государства. Разъясним, почему нужно защищать нашу страну, какими методами. Будем обучать лидерству и публичной речи, что потом пригодится в любой сфере. Будем учить местную историю, о школе или конкретном крае. Будем учить историю Латвии, которая не будет пересекаться с материалом средней школы, а затронем темы боев на независимость.
Будет и патриотическое воспитание, где акцент будем ставить на гражданском патриотизме. Будем рассказывать, почему важно идти на выборы, почему важно вовлекаться в работу самоуправлений и общественных организаций. Будет и блок военных навыков, где будем обучать и ориентированию, и первой помощи, и строевому учению, и полевым боевым навыкам, и стрельбе».
Мирбахс отмечает, что предмет обороны государства не предусмотрен для подготовки будущих военных. Цель — развивать гражданское самосознание, поэтому летний лагерь, где будут обучать практическим навыкам обороны, не является обязательным.
Ранее Rus.Lsm.lv сообщал, что идея введения обязательного военного обучения в школах упирается в проблему — нехватку педагогов. В Яунсардзе есть предварительная договоренность, что помочь в этом может Спортивная академия.
Руководитель Яунсардзе и центра информации Айвис Мирбах отметил, что для обучения 35 000 школьников нужно 350 преподавателей. В Яунсардзе же насчитывается всего около сотни инструкторов. И у этих людей нет педагогического образования, чтобы работать в школах. Впрочем, по его словам, есть предварительная договоренность со спортивной академией.
Есть возможность, что такой предмет будут преподавать преподаватели из Академии, или же отставные военные ли яунсарги могли бы получить высшее заочное образование в степени педагогики, чтобы получить право преподавать в школах военное дело.