Почему они не натурализуются. Попытка понять

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Принято думать, что неграждане Латвии в основном являются русскоязычными пенсионерами. Это правда, но только наполовин: среди неграждан хватает и молодежи. Кто такой молодой негражданин и почему он ещё не натурализовался, пыталось выяснить Латвийское радио 4.

Анне 25 лет, и она готовится к экзамену по натурализации. Она всю жизнь прожила в Латвии, училась в одной из рижских школ, хорошо знает латышский язык и историю. В её паспорте написано – негражданка. По данным Управления по делам миграции и гражданства, в Латвии живет примерно 17 тысяч человек со статусом негражданина в возрасте от 18 до 30 лет.

«Видимо, стимулом является, так сказать, возраст изибрателя... Это долгая история: сначаал я жила с бабушкой, она была этакая прирожденная советская женщина, поэтому у меня тоже были некие идеи, что я уеду в Россию. А потмо это стало просто бытовым вопросом, так как мне было нужно часто ездить в Россию и, естественно, не хотелось платить за визу. Сейчас я уже планирую сдать [экзамен] на гражданство, чувствуя, что это мне необходимо».

Исследователь Балтийского института Инесе Шупуле в прошлом году завершила научную работу, в которой описан процесс интеграции латвийских неграждан. Шупуле подтвердила, что большинство неграждан смотрят на свой статус очень прагматично. Для них это не вопрос принадлежности к нации, а скорее вопрос выгоды. Однако многие из них чувствуют свою принадлежность к родным местам. Респонденты зачастую болеют за латышских спортсменов и гордятся латышскими музыкантами.

«Большинство за эти двадцать с лишним лет привыкли жить, как живут, и смирились с паспортом негражданина.

С одной с тороны, они считают этот статус дискриминирующим. С другой - в социальном плане нет большой разницы, а политические права большинству неграждан не очень важны, показало исследование. Те же, для кого эти права важны или наличие гражданства важно по экономическим соображениям - они, например, хотят работать полицейскими и т.д., - они натурализуются! У них нет проблем - они идут и сдают экзамен».

Молодые люди в основном рассуждают следующим образом – где приживусь, там и стану гражданином. Если у юноши хорошо идут дела в Латвии, и он всем доволен, то наиболее вероятно, что он пройдет натурализацию и останется здесь, рассказала Шупуле. Правда, бывали и принципиальные респонденты. Они считают экзамен унизительным.

Зачастую так рассуждают молодые мужчины, которые унаследовали обиду на государство от родителей. Один молодой человек пожаловался исследователям, что он представляет Латвию на международных спортивных соревнованиях, однако имеет паспорт негражданина и должен ещё что-то доказывать, чтобы стать гражданином.

Между тем, недавно президент Раймонд Вейонис призвал неграждан воспользоваться правом зарегистрировать гражданство без экзаменов. Руководитель Управления натурализации Игорь Горбунов пояснил, что такая возможность предоставлена не всем негражданам:

«Согласно закону о гражданстве, до 1 октября те, кто окончил школу на латышском потоке - основную или среднюю, - могут просто зарегистрировать статус [гражданина]. Без экзаменов, без натурализации.

Такое право у них есть до 1 октября. Те же, кто сейчас еще учится, имеют право это сделать по окончании школы».

Он отметил, что в последние годы интерес неграждан к натурализации сильно снизился. Зато интерес граждан третьих стран – возрос.

Инесе Шупуле считает, что лучший способ заставить молодого негражданина задуматься о получении гражданства – это сообщить, что он нужен стране. Публично обратиться, вспомнить о нем. Она подчеркнула, что эта группа людей чувствует себя отчужденной и воспринимает свой статус как дискриминацию. И эта обида передается из поколения в поколение.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное