Независимость: взгляд через первые полосы газет

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Какими были заголовки газет, вышедших сразу после 4 мая? Завесу над архивными снимками и их историей приподнимает фотограф Улдис Бриедис, рассказавший русской службе Латвийского телевидения, как рисковал собственным здоровьем, чтобы их сделать.

Сейчас эти газеты доступны только в архиве Национальной библиотеки. Тогда же, в 90-ые, их читали чуть ли не в каждой семье. В среднем газеты стоили 10 копеек. Самой дешевой была Latvijas Jaunatne. Всего 3 копейки. Тиражи по нынешним меркам небывалые 300 000 экземпляров ежедневно. Однако, газеты до читателей доходили не всегда. Бумаги не хватало.

Первая страница газеты Latvijas Jaunatne. Несколько фотографий, улыбка и радость на лицах людей. И тут же рядом статья под названием «Политика и Макароны». Автор этой статьи подмечает, что первые дни после провозглашения независимости были омрачены тем, что после подписания декларации люди бросились в магазин и стали сметать с полок — макароны, муку и гречку.

Автор этих снимков Улдис Бриедис. Тогда, в мае 90года все события он наблюдал через объектив фотоаппарата:

«Я вышел на балкон, а туда уже сбежались десятки фотографов и операторов, чтобы хоть что-то сфотографировать, я буквально рискуя жизнью взобрался на перила. А перила такие тоненькие. Все толкались, в любой момент кто-то мог просто столкнуть меня. Но, я удержался и все-таки сделал снимок сверху, чтобы было видно всю толпу, весь народ!»,

Все фотографии бережно хранит в прозрачных кармашках. Помнит историю каждой из них.

«Я увидел, что в кабину для голосования зашли два человека. Один - в белых туфлях, другой — в черных. Я подумал, что это символ – «за» и «против», это обязательно надо сфотографировать!», - вспоминает Бриедис.

Кристапс Лиепиньш тоже снимал, только на кино пленку.  Отснял и кадры событий, которые были чуть позже, 15 мая. Тогда спецназ разогнал демонстрацию сторонников Интерфронта, протестовавших против подписания Декларации о независимости Латвии.

За 25 лет Кристапс Лиепиньш пересматривает эти кадры впервые. Найти нужный момент удается с трудом. Говорит, что мурашки по коже до сих пор. Чтобы камеру не отобрали или не сломали приходилось выдавать себя то за сторонников подписания декларации, то за противников.

«Я сам до сих пор удивляюсь, как смог там снимать, ведь у меня не было никакой официальной аккредитации! На шее у меня была самодельная пресс карта. Я сам её нарисовал! И как ни странно практически везде меня пускали», - недоумевает Лиепиньш..

Снимал Кристапс Лиепиньш в надежде, что потом эти кадры войдут в документальное кино. Так и не вошли. Кассеты с уникальными кадрами пылятся дома, на полке. Показывает их публике он впервые.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное