Тринадцатого января 2009 года в здание Сейма летели булыжники, один из них, разбивший парламентское окно, запустил Ансис Атаолс Берзиньш. За что и был приговорён к году и 8 месяцам лишения свободы условно. После чего отправился, по собственным словам, в политическую ссылку в Чехию — не отметился в службе пробации, из-за чего срок заменили на реальный. А дальше международный розыск, выдача Латвии и заключение в рижскую центральную тюрьму в марте этого года.
Тридцатого ноября Берзиньш вышел на свободу. Латвия — государство судебного произвола. Таков главный вывод его сегодняшнего обращения к обществу.
«Я разбил окно, сделал это в интересах своего народа. Ущерб причинённый был — 20 латов. За это ущерб, причинённый мне, если его пытаться выразить в деньгах — десятки тысяч евро. Это время, дети, не получившие любовь», — заявил Берзиньш.
Вчера он выступил со своими предложениями по улучшению правовой ситуации. Один из пунктов — суд присяжных. Отметим, защищать эти идеи на политической арене Берзиньш пока не планирует, к тому же наличие уголовной судимости в течение 2 лет не позволит ему пойти в политику.
Предыдущий Сейм, с подачи депутата Янины Курсите Пакуле, начал обсуждать законопроект о возможной амнистии участников протеста, но завершить начатое не успел. И эту идею нужно будет подавать в 13-й Сейм повторно. Тем временем, в Минюсте справедливость наказания Берзиньша под сомнение не ставят.
«Сам осуждённый признал, что он бросил этот камень, и нельзя говорить, что осужден невиновный. Как он это сделал — один или в группе — это никак не должно смягчать наказание», — подчеркнул Янис Иесалниекс, парламентский секретарь Министерства юстиции.
«С теми знаниями и верой, что у меня были тогда — поступил бы так же. С теми знаниями и отсутствием веры, что у меня есть сейчас — возможно, засомневался бы», — заявил Берзиньш.
Согласно данным системы судебной информации, за беспорядки 13 января осуждено 68 человек. Большинство получили наказание в виде принудительных работ и условного срока. Десять человек получили реальный срок — до 4,5 года. Пятеро оправданы.