«Мало идут на этот [оплаченный государством] скрининг. Например, для рака груди, где высшие показание — только 30% [приглашенных] было в самом лучшем году, со всеми активностями. А на других скринингах — 8-9 % людей использовали эту возможность. По всей Европе говорят, что первый главный шаг — это пойти на скрининг», — пояснил Хельмут Бекис, глава объединения организаций пациентов с онкологическими заболеваниями Onkoalianse.
Почему латвийцы не используют эту возможность, не ясно. Как предполагает Бекис, кого-то не привлекают письма-приглашения, а кому-то они, возможно, приходят по старому адресу. Так или иначе — проблема есть, а вот есть ли решение?
«Надо искать еще новые методы, как сделать так, чтобы человек хотел пойти на скрининги. Или делать так, что если не пошел на скрининг, тогда заплати за то время, которое ты не использовал. И как решение это было бы реальным и нормальным», — уверен Бекис.
Помимо этого, по его словам, чтобы улучшить ситуацию, нужно работать с семейными врачами и регулярно пополнять бюджет на лечение онкобольных.
«Например, лекарствам от онкологии финансирования действительно не хватало. Этот вопрос мы пытались решить в госбюджете этого года, где примерно 20 миллионов от помощи для области онкологии могут быть направлены именно на увеличение доступности лекарств. Современные и инновационные — к сожалению, очень дорогие — лекарства для разных видов рака, которые очень эффективны для терапии. Это главный вопрос, который надо решать», —заявил глава Минздрава Даниэль Павлютс.
Гунита Берке, председатель правления организации Dzīvības koks, настаивает: нельзя забывать и о пациентах, у которых рак на поздних стадиях и которым нередко, чтобы выжить, приходиться собирать пожертвования.