По ее словам, в этом году выделено «небывало большое» финансирование на лечение рака, в том числе — на новые компенсируемые медикаменты. Однако и его недостаточно. «Мы все еще как минимум на 5-10 лет отстаем от развитых европейских стран», — заявила она.
Специалист отметила, что несколько десятков компенсируемых медикаментов от рака находятся в «очереди ожидания», так как на них не хватает финансирования. На компенсируемые медикаменты выделено 20 миллионов евро, из госбюджета нужна сумма в два-три раза больше.
Также разработан план борьбы с раком, который Хегмане считает качественным, но он до сих пор не одобрен правительством. Второе большое «но» - это необходимое финансирование, потому что без него «документ останется только документом», отметила глава ассоциации.
В то же время она признала ряд улучшений в лечении онкологических больных. Например, запущен не только «зеленый» коридор — для пациентов с диагнозом «рак», но и «желтый» коридор — для ускоренного оказания помощи пациентам с возможным рецидивом онкозаболевания.
Создается и регистр онкологических больных. «Потому что без качественных данных мы не можем получить представление о том, что происходит в онкологии в Латвии, где проблемы, как решить эти проблемы и как все спланировать в будущем», — указала глава ассоциации.
Латвийцы не очень активно откликаются на призывы пройти оплаченное государством обследование на онкозаболевания. Чтобы улучшить ситуацию, планируют обращаться к населению через семейных врачей. Кроме того, стоило бы говорить с людьми на их родном языке, считает Илмар Дуритис, депутат Сейма, парламентский секретарь Министерства здравоохранения («Развитие/За!»).
Жительницы Латвии не спешат откликаться на приглашение государства пройти бесплатную проверку на рак груди, хотя его ранее выявление позволяет избежать дополнительных манипуляций и даже операций — и обеспечить успешное восстановление. В Латвии сейчас — исторически самое низкое число женщин, которые интересуются скринингом на рак молочной железы, их всего 29,9%, заявила ранее радиолог-диагност Илзе Эньгеле.