Сегодня список лиц, которые несут персональную политическую ответственность за золитудскую трагедию, может быть пополнен еще одним фигурантом. В перечень предложено внести мэра Риги Нила Ушакова. С такой инициативой выступил депутат от Регионального объединения Артус Кайминьш.
Глава комиссии Рингольд Балодис отмечает, что мэр, конечно, не несет политической ответственности за ликвидацию строительной инспекции, но он как руководитель самоуправления ответствен за недостаточный строительный контроль в городе.
Комиссия считает, что политическая ответственность за произошедшую два года назад трагедию лежит на министрах экономики и госсекретарях ведомства, работавших при правительстве Валдиса Домбровского, а также на самом бывшем премьере, говорит Балодис.
Депутат Ингуна Судраба предлагает включить в список лиц, политически ответственных за трагедию в Золитуде, и депутатов 9-го Сейма, голосовавших за пакет законов по либерализации строительной отрасли и смягчение уголовного наказания за нарушения при строительстве.
Выяснилось, что в строительном бизнесе среди частных фирм сплошь и рядом происходит нелегальное лоббирование интересов отдельных фирм. А контроль государства над управлением частным сектором недостаточен, отмечает Балодис:
«Тут еще большая проблема - и думаю, комиссия одобрит внесение этого пункта в заключение, - что Бюро по пресечению коррупции должно расследовать и случаи коррупции среди частных строительных подрядчиков, претендующих на заказы в рамках госзакупки. Отслеживать связи между чиновниками и подрядчиками, выигрывающими конкурсы - тут очень серьезная недоработка государства. Можно, конечно, закрывать на это глаза и дальше, утешая себя, что все хорошо - но ситуация очень серьезная».
Представитель комиссии, руководитель общества «Золитуде 21.11» Регина Лочмеле-Лунёва уверена, что к трагедии привел целый комплекс системных ошибок и просчетов. Проблемы в отрасли накапливались не один год. Выяснилось, что в стране сложилось бедственное положение с техническим образованием. Качество подготовки строительных специалистов, в том числе проектировщиков, очень слабое. Теперь главное, чтобы государство прислушалось к выводам комиссии. Результат работы будет виден, если все рекомендации по устранению вскрытых нарушений будут воплощены в жизнь.
«Практические, а не декларативное значение доклад как финал работы комиссии будет иметь в том случае, если все рекомендации по законодательству действительно будут претворены в жизнь. К сожалению, мы знаем множество случаев, когда самые лучшие идеи были погребены под чиновничьими рассуждениями и демагогией, реально не достигая конечной цели», - говорит Лочмеле-Лунёва.
Для пострадавших в золитудской трагедии, кроме некого морального удовлетворения, работа комиссии мало что дала, считает общественный деятель:
«И даже оно весьма относительно. Потому что , по мнению тех, кто потерял близких и пострадал в той аварии, главным актом справедливости будет все-таки уголовный процесс [в суде], а он еще не начался. Более того: более объективными выводы комиссии были бы в том случае, если бы ей были доступны материалы уголовного дела, которое в данный момент все еще находится в прокуратуре и все еще не может быть обнародовано».
Комиссия содействовала изменениям в законе о строительстве и других отраслевых нормативных актах, отмечает независимый эксперт Центра общественной политики Providus Агнесе Лешинска. В течение года ситуация в строительной отрасли была рассмотрена от А до Я: от процесса сертификации до вопросов качества строительных изделий.
Скорее всего во избежание повторений трагедии в будущем Министерство экономики примет во внимание выводы комиссии. А вот что касается политической ответственности конкретных лиц, то для них это не будет иметь никаких последствий в дальнейшем, прогнозирует Лешинска.
Окончательный текст доклада комиссия по расследованию золитудской трагедии, вероятно, утвердит на ближайших заседаниях. Но только в том случае, если за него проголосует большинство членов комиссии.