Вопрос об обязательном программном пакете на днях рассматривала Комиссия Сейма по правам человека во главе с руководителем фракции Национального объединения.
Формально инициатива исходит от Национального совета по электронным СМИ. Заместитель председателя совета Айя Дулевска не скрывает, что цель грядущих изменений – удар по российскому телевещанию в Латвии.
«Это делается для того, чтобы уравновесить вещание на русском языке, чтобы подумали о тех, у кого основной программный пакет. Эти люди жалуются, что там перевес российских программ. Об этом много писали в прессе», - комментирует Айя Дулевска.
Глава ассоциации электронных коммуникаций Илмар Мулс называет это решение политическим.
«Это решение довольно сильно повлияет на содержимое самого дешёвого программного пакета», отмечает он.
В базовый программный пакет оператор уже сейчас обязан включать 5 бесплатных программ. На сегодня это LTV1, LTV7 и три, как говорит Мулс, несерьезных: RTV, RIGA24 и Ogres TV. Согласно поправкам к закону, он должен будет выполнить новое требование: включить в программный пакет как минимум 4 программы стран-членов Евросоюза: одну, где по меньшей мере 50% вещания будет на государственном, то есть латышском языке. Остальные на языке ЕС: одну с новостями, аналитическими и информационными передачами, другую с научно-популярными передачами, третью – с передачами для детей и молодежи.
Язык ЕС может быть любой, в том числе латышский, так что коммерческие программы TV3 и LNT могут войти в обязательный пакет.
Оператору придется высчитывать, сколько программ, в обиходе мы их называем телеканалами, он сможет предложить в основном пакете по той же цене. Да и количество каналов ограничено, так что некоторым операторам придется чем-то жертвовать. Новый закон загоняет их в рамки.
Требования переводить европейские программы в законе нет. Можно ретранслировать на языке оригинала. Вопрос, в состоянии ли оператор, приобрести право на ретрансляцию иностранных программ, реально интересных нашим жителям? Илмар Мулс эту проблему уже озвучивал, но его не услышали.
В итоге комиссия постановила внести поправку в Закон об электронных средствах массовой информации и передать законопроект в президиум Сейма. Далее последует 1 чтение. Планируется, что закон вступил в силу 1 января 2016 года.