На интервью Даце идет медленно, опираясь на трость. Сниматься на камеру не хочет, поэтому за нее говорит сестра. Даце работала воспитателем в детском саду. В прошлом году у нее стала болеть нога, и со временем боль распространилась по всему телу и стала настолько сильной, что Даце уже не могла ходить. Диагноз потребовал много времени, женщина взяла больничный.
«Ее начали отправлять от одного специалиста к другому, проверять и спину, и вены, и неврологические боли», - рассказывает Инесе Шилтере, сестра Даце. На четвертый месяц больничного выяснилось, что Даце нужна операция на колене. Однако медицинские услуги были ограничены, и на операционный стол женщина легла только в первый день после отмены ограничений.
Даце уверена, что именно из-за ограничений она не могла вернуться на работу в срок — в установленные законом шесть месяцев. По их истечению работодатель имеет право уволить сотрудника, который так долго болеет. Так произошло и с Даце.
Тем временем Государственная трудовая инспекция отмечает, что режим чрезвычайной ситуации никаких исключений не предусматривал.
Женщины сложившуюся ситуацию считают несправедливой – в период режима ЧС послабления коснулись многих, а вот про тех, кто долго болеет, забыли. Министерство благосостояния указывает, что работодатели и профсоюзы предлагали разные варианты, но среди них не было предложения о вычете периода режима ЧС из общей продолжительности больничного. Юристы Латвийского союза свободных профсоюзов отмечают, что работодатель Даце закон не нарушил.
«Конечно, у работника появляется вопрос, что делать дальше. Один из вариантов – обратиться в суд и оспорить, пытаться убедить суд, что прописанное в законе не является справедливым. И тогда суду, если честно, предстоит очень сложная задача – попытаться решить вопрос путем справедливости», - говорит юрист Каспар Раценайс.
Еще один вариант – обратиться в суд с иском против государства, а также обсудить с законодателем уточнение, дополнение или изменение нормы. Минблаг не исключает возможности рассмотрения изменений. «теоретически это возможно обсудить, но это не может произойти быстро, так как у подобного решения есть известные последствия», - указала представитель Минблага Инета Вьяксе.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что режим чрезвычайной ситуации в Латвии был введен 13 марта и действовал до 10 июня.