Восемь из 15 человек стали жертвами трудовой эксплуатации. Три использовались сексуально, также выявлен один случай фиктивного брака. Еще три - подзабытого, но вернувшийся вновь вида рабства, когда человека против его воли делают наркокурьером.
Это граждане Таджикистана, Индии, Республики Беларуси, Камеруна, Гвинеи.
В общество Patvērums Droša māja за помощью обратился и украинец - это, по словам Мирушкиной, первый зафиксированный случай трудовой эксплуатации граждан данной страны.
«Если мы говорим об иностранцах — люди приезжают в Европу за большой зарплатой, больше их ничего не интересует. Плюс культурные различия.
Они верят малознакомым людям на слово. Если приезжают из стран , где царит коррупция, где нет доверия полиции, верят, когда ему заявляют: мол, ты сбежишь, а у меня родственник работает в полиции или парламенте…
Человек принимает за правду и не пытается выпутаться из этой ситуации. У него забирают документы, закрывают…».
Что касается сексуальной эксплуатации, то, по словам юриста, в обществе до сих пор существует стереотип – «сама виновата, так и ей надо, наверное, это нравится».
Попавшие в трудовое рабство мужчины терпят, боятся признаться, что их обманули – вплоть до физического насилия — оно заставляет обращаться в посольство или «через дипломатические каналы». Далее МИД информирует о случившемся полицию.
«К сожалению, не все обращаются напрямую к нам, мы получаем информацию, когда полиция делает свое работу, при оперативных действиях. Если возбуждено уголовное дело, у потерпевших есть право на временный ВНЖ и право на работу. Бывает, что сотрудничество с добросовестным работодателем продолжится, и он сам ходатайствует о продолжении рабочих отношений».
Как отметила Мирушкина, обман начинается непосредственно с предложения работы — никто сразу не предлагает стать секс-рабыней.
«Сначала предлагается вакансия повара, уборщицы, обслуживающего персонала, но с большой зарплатой! Когда человек поступает, оказывается, что этой работы нет, но есть другая возможность заработать…
И люди, которые решаются на этот шаг — они в основном уязвимы. Есть обстоятельства, почему они были вынуждены согласиться».
Чаще всего в этот круговорот попадают уже пережившие насилие люди — их легче увлечь, подытожила юрист.
Подробнее в видеозаписи программы: