В структурных единицах Социальной службы Лиепаи — 240 сотрудников. Это центр поддержки детей, социальные дома, дом престарелых, групповые квартиры, Дневной центр со специализированными мастерскими, ночной приют и прочие. Социальных работников — 46. Свободны шесть вакансий, но, как говорит руководитель Соцслужбы Лиепаи Даце Зельге, есть и длительно отсутствующие сотрудники.
Сейчас, в сезон отпусков, есть отделы, где на месте — половина работников. Руководитель приступила к работе в начале января и провела опрос, чтобы лучше узнать коллектив. В том числе и по отдельности в отделах социальной помощи, соцработы и соцуслуг. Оказалось, что 60% сотрудников хотели бы сменить работу.
«Один отдел — социальной работы, в нем 18 человек — выразили такое желание. Не то, что они уже уходят, но они ищут работу. Почему? Потому что эта работа очень тяжелая. Это работа с семьями и детьми с проблемами. У сотрудников выгорание и переутомление. Потому что семей с проблемами всё больше. Сейчас вообще социальная работа не престижна, на нее не стремятся. В этом году Лиепайскую высшую школу окончили восемь «очников», а сейчас идет дополнительный прием, потому что группа не укомплектована. Еще одно свидетельство, что на эту специальность студенты не рвутся», - говорит Даце Зельге.
Даце Зельге отметила, что за помощью в Соцслужбу обращаются всё чаще, среднее количество дел у одного сотрудника — 25, а надо бы — 15, за каждым делом — живые люди со своими проблемами.
Старший социальный работник отдела социальных услуг Байба Юхно работает здесь уже 18-й год. Ее подопечные — взрослые и дети, пострадавшие от насилия, дети, которых надо определить в детский дом, потому что в семье оставаться нельзя. И это очень тяжело морально, признала она:
«Я стараюсь через себя это не пропускать, научилась этого не делать. Больше всего сердце болит, когда подростков и детей надо отправлять в кризисный центр из-за насилия. И больней всего, когда надо помещать ребенка в детский дом. Это всё равно через себя пропускаешь, потому что у самой двое несовершеннолетних детей. И кажется всегда, что это самое больное — у других детей забирать…»
Байба Юхно признается, что иногда ее посещают мысли о смене работы — всё же нагрузка очень большая.
Старший работник отдела социальной работы Инга Пекеле работает в Соцслужбе 20 лет, последние пять лет — и супервизором, в ее обязанности входит и поддержка коллег. Её мысли о смене работы не посещают — она сумела найти баланс между работой и свободным временем. Она с коллегами представляют интересы ребенка в Сиротском суде. Эмоционально это сложно.
«Тяжелей всего — когда надо идти на заседание Сиротского суда, говорить о семье, о том, какие там трудности, и что этот ребенок не может там оставаться. Мы понимаем, что практически разлучаем семью. Говорим о сложностях, о том, какие задачи родители не выполняют, и вот это с эмоциональной точки зрения сотрудникам тяжело. Но в то же время, когда этот ребенок попадает в воспитательную семью, нам надо продолжать работать с родителями, чтобы ребенок смог вернуться домой. И это тоже эмоционально тяжело, потому что родители вовсе не рады, они злятся на сотрудника», - признала Инга Пекеле.
Даце Зельге рассказала, что в Соцслужбе идет внутренний аудит, с января могут быть структурные изменения — может, удастся закрыть некоторые дела и тем самым снизить нагрузку сотрудников. Также руководитель Соцслужбы предлагает сотрудникам помощь психолога. Инга Пекеле полагает, что очень важен и микроклимат в коллективе, помощь и поддержка коллег в профессиональных вопросах. Но, конечно, главная проблема — зарплаты. Даце Зельге рассказала, что у сотрудника, работающего с семьями с детьми, она составляет 1290 евро, у обычного соцработника — 1220 евро. Это на бумаге.
«Средняя зарплата в тех 22-х самоуправлениях, которые отозвались — 1329 евро. Это не слишком много. Эта проблема — не только в Лиепае, социальных работников не хватает по всей Латвии. Скажу откровенно — даже там, где зарплаты выше, тоже не хватает соцработников. В Пририжском регионе зарплата 1600-1700 евро, но и там некому работать», - заявила Даце Зельге.
Байба Юхно говорит, что у сотрудников есть разные бонусы, страхование здоровья, дополнительные дни к отпуску, и руководство поддерживает, но все же хочется, чтоб зарплата была выше. Даце Зельге подчеркивает — переговоры с самоуправлением Лиепаи идут постоянно, руководство думы и депутаты в курсе проблемы, поэтому, может, получится увеличить зарплату сотрудников Социальной службы в следующем году.