Управление Налогово-таможенной полиции Службы госдоходов начало уголовный процесс о выплате зарплат в конвертах на одном из строительных предприятий. Сотрудники управления провели в Риге и Елгаве 10 обысков в помещениях предприятия, на строительных объектах и по месту жительства подозреваемых. В ходе досудебных следственных действий было установлено, что компания с 2019 года не указывала в бухгалтерских регистрах зарплаты и неофициально выплачивала их наличными почти 30 работникам, сообщил руководитель Управления Налогово-таможенной полиции СГД Каспар Подиньш.
«При проведении процессуальных мероприятий мы предпринимателей задержали непосредственно на месте совершения преступления – именно в момент выплаты зарплат в конвертах. Задержаны трое должностных лиц предприятия. Изъято более 15 тысяч евро, которые были предусмотрены для выплаты работникам. А также записи о выплатах наличных с конкретными списками – кому и какая выплата полагается. Название предприятия мы не можем назвать, но по размеру маленьким его не назовешь. Там трудились 30 работников».
Подиньш также отметил, что средства на выплату зарплат в конвертах предприятие получило за проведение официально не зарегистрированных монтажных и демонтажных работ, за которые частное лицо расплатилось наличными. Это как раз и является проблемой, с которой трудно бороться, указывают в Латвийской ассоциации строителей. С теневой экономикой в отрасли борются, принимают меры – уже подписано генеральное соглашение о минимальном уровне зарплат в строительстве, внедрена система электронного учета рабочего времени. Но все это неплохо работает в том случае, если заказчиком выступает государство или самоуправление. В случае же, когда заказчиком выступает частное лицо – меры эти малоэффективны, говорит президент Ассоциации строителей Нормунд Гринбергс.
«Меры, которые принимаются — и электронный учет, и генсоглашение, которое подписали, они в публичном секторе. Но пока никаких мер не принимается в частном. О теневой экономике, особенно в частном секторе строительства, говорят уже давно, и нужна политическая воля этот вопрос решать. Как мы видим по последним событиям, есть, конечно, еще случаи, когда работодатель платит в конвертах. Но вопрос — где он приобретает эти наличные деньги для выплат. Один основной канал таких поступлений — это частный сектор, где предприниматель может получить плату за работу наличными деньгами».
В целом же теневая экономика в строительстве снижается: за последние пять лет ее удельный вес упал с 40% до 30%, указывает исследователь этой темы, профессор Рижской Стокгольмской высшей экономической школы Арнис Саука.
«Общая тенденция в строительной отрасли, можно сказать, хорошая. Теневая экономика снизилась. Правда, около трети строительства, а именно 30%, по-прежнему находится в тени. Но этот показатель существенно снизился в течение последних пяти лет. Это отличается от общей тенденции – несмотря на то, что объем экономики Латвии вырос, снижения общего удельного веса теневой экономики в стране, по нашим подсчетам, нет».
Профессор Арнис Саука также отметил, что существует риск роста теневой экономики в следующем году, так как из-за пандемии Covid-19 в отрасли ожидается кризис – а в условиях кризиса теневая экономика растет и в отдельных отраслях, и в стране в целом.