Эксперт в области энергетики Юрис Озолиньш подтверждает, что норвежские компании очень заинтересованы в экспорте газа, но есть определенные условия, при которых такие поставки будут возможны.
"Одно из выдвинутых ими условий – здесь должно равботать законодательство Евросоюза, касающееся внутреннего газового рынка. Соответственно, должно быть структурировано Latvijas gāze. Они не настаивают на разделении - это придумали журналисты – всё в зависимости от модели, которую выберет государство для организации газового рынка. Кроме того, покупатели должны иметь право и уметь покупать газ у разных поставщиков".
Впрочем, латвийское правительство уже выбрало модель и она явно не в пользу новых инвесторов. Первым шагом могла стать покупка части акций Latvijas gāze, однако, эта сделка так и не состоялась.
"Правительство рассматривало возможность купить акции немецкой компании E.ON Ruhrgas, но сумма, которую они предложили, была слишком мала для предприятия, поэтому они изучают другие возможности продать акции Latvijas gāze", - говорит эксперт центра Providus Рейнис Аболтиньш.
Тем не менее, шанс упущен. Впрочем, обойтись без российского газа можно, считает эксперт фирмы Prudentia Energy markets Анна Никулина. В первую очередь, его можно покупать у наших ближайших соседей, которые предусмотрительно построили у себя большое газохранилище.
Рабочая вместимость газохранилища в Инчукалнсе - 2,4 млрд.кубометров в год, в ближайшие время планируется увеличить этот объем до 2.6 миллиардов кубометров. В свою очередь, общее потребление Латвии чуть больше полтора млрда в год. Норвежские компании вполне могут обеспечить этот объем.
Кстати, соседняя Литва значительно преуспела в газовом вопросе. У Литвы есть несколько постоянных договоров (исключая Россию) с несколькими странами, в том числе, норвежским Статойлом и газовой компанией из Катара. Так что они в случае проблем легко смогут переключиться с одного поставщика на другого. И что касается цены, вряд ли она для литовцев будет больше нынешней, говорит эксперт.
А вот сколько будем платить мы - без открытого рынка, терминалов и прямых договоров - большой вопрос.