Parex и Reverta: государству не вернули почти полмиллиарда евро

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

В результате национализации банка Parex и последующих финансовых вливаний государство недополучило почти полмиллиарда евро. Таковы, согласно выводам Парламентской комиссии по ревизиям и публичным расходам, итоги процесса ликвидации компании Reverta, сообщает Латвийское радио-4.

Государство недополучило от Parx/Reverta крупную сумму
00:00 / 04:28
Скачать

Осенью 2008 года правительство приняло решение оказать поддержку банку Parex, который на тот момент по основным показателям был крупнейшим в Латвии. Акционеры банка просили предоставить гарантию на 200 миллионов евро, однако Министерство финансов, Комиссия по рынку финансов и капитала и Банк Латвии решили по-другому — банк переняли у частных владельцев, его управлением занялись чиновники, назначенные Минфином.

К концу 2008 года государство вложило в банк более 900 миллионов евро. Затем сумма банка Parex и в виде вкладов, и в качестве гарантий банка Parex еще более увеличилась. Цифры озвучил министр экономики Арвил Ашераденс.

«Если мы говорим об общей сумме поддержки и возвращенных ресурсах, то это самая большая государственная поддержка за всю историю, 1 миллиард 700 миллионов евро. Она проводилась в несколько этапов. Невозвращенный государству объем средств составляет 458 миллионов евро. Это баланс на данный момент»,

— заявил он.

Часть денег вернул банк Citadele — образованный вместо Parex в 2010 году. А «плохие» активы и трудновозвращаемые кредиты передали новой компании — Reverta, руководить которой были назначены специалисты, отобранные в ходе конкурса. Об этом рассказал депутатам руководитель Агентства приватизации Владимир Логинов. Дальнейшее заседание комиссии было посвящено вопросу, соответствующим ли было вознаграждение руководства и сотрудников Reverta.

Согласно приведенным цифрам, годовое вознаграждение члена правления Reverta Солвиты Деглавы только за период с 2013 по 2017 год превысило 1 миллион евро. Государство от Reverta за этот период получило 220 миллионов. Зарплаты других членов правления в разные периоды работы Reverta были не намного меньше. Кристофер Джон Гвильям в 2010 году заработал в Reverta 80 тысяч евро, а с 2011 по 2013 годы стабильно получал более 200 тысяч евро в год. От 100 до 200 тысяч евро в год зарабатывали в Reverta еще три члена правления.

Еще в Reverta был совет, председатель которого ежемесячно получал более 4 тысяч евро, а четыре его заместителя — по 3,5 тысячи евро каждый. Зарплата еще 4 рядовых членов совета составляла 2 800 евро в месяц. Средние зарплаты рядовых сотрудников Reverta составляли чуть более 3000 евро в месяц.

«Нормально было бы, если бы вся эта сумма — или близко к этой сумме — было возвращено.

Потому что, как мы вначале говорили, их не кто-то будет платить, а каждый из нас платит из налогов эту невозвращенную сумму в государственный бюджет.

Сегодня, как вы видите, у нас банковские кризисы никогда не кончаются, и чтобы у нас была ясность, какой же менеджмент делать, какие вознаграждения и какой результат мы хотим видеть, когда начинается какой-то кризис», — заявил председатель ревизионной комиссии Андрис Берзиньш.

Возможно ли, что за потерю полумиллиарда евро будет отвечать кто-либо из людей, принимавших решения в процессе перенятия банка и дальнейшего управления им?

«До сих пор и у министра, и у большинства депутатов нет уверенности, что сценарий, который был прописан в 2008 году, был в интересах государства. Министр попросил время подготовиться — насколько правильные политические шаги были, когда было принято решение банк забрать. Были примеры — во многих странах Европы были кризисы и многие страны участвовали в помощи банку, его ликвидации или спасении, но в данном случае та цифра, которая сегодня официально заявлена — полмиллиарда евро потеряно безвозвратно — это очень большая цифра», — подчеркнул Андрей Клементьев, член комиссии.

Компания Reverta прекратила свое существование в декабре 2017 года. Сейчас на ней остается около 3% прежних активов, в штате — 4 сотрудника. В судах находится несколько исков на сумму в сотни миллионов евро. Но перспективы получить эти деньги практически нет. 

Как уже писал Rus.lsm.lv, на базе почившего Parex Banka были созданы два предприятия: 30 июня 2010 года «хорошие» кредиты Parex ушли в новосозданный банк Citadele, а «плохие» тогда переняла компания Reverta. 20 апреля 2015 года Агентство приватизации завершило сделку по продаже акций Citadele избранному латвийским правительством инвестору: дочерней компании крупного инвестфонда Ripplewood – RA Citadele Holdings LLC. При этом еще дюжина зарубежных инвесторов стали акционерами банка.

За принадлежавшие Латвийскому государству акции банка инвесторы уплатили 74,7 млн евро. До самого последнего момента из-за предусмотренного договором механизма коррекции стоимости акций не было ясно, какой будет окончательная сумма сделки. В итоге она оказалась на 700 тыс. евро выше предусмотренной базовой цены.

Европейский банк реконструкции и развития продолжает владеть в Citadele долей в 25%. После выпуска новых акций его доля не изменится: торговаться на бирже будут акции класса В, а не класса А (те только у совладельцев). Ранее сообщалось, что по условиям сделки новые инвесторы и ЕБРР обязуются увеличить уставный капитал банка на 10 млн. евро.

Многие политики и финансисты выражали сомнения по поводу того, что банк продан на выгодных условиях, указывая, что цена продажи слишком низка. В то же время другие эксперты отмечали, что продать банк более выгодно было вряд ли возможно.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное