Отрасль транзита с тревогой ждет санкций против Белоруссии

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

На прошлой неделе в Рижском порту с большой помпой были выгружены с судна китайского холдинга Cosco первые контейнеры с товарами — там заработал новый контейнерный кран, который стал частью современной логистической системы, позволяющей ускорить грузоперевалку. Но настроение царило не очень праздничное: объем грузов в порту уже сократился из-за Covid-19 — и грозит в будущем упасть еще заметнее, если введут санкции против режима Лукашенко, сообщает Latvijas Radio.

Контейнерные перевозки — наиболее надежный и экологичный способ хранения и перевозки грузов, такие терминалы желает видеть у себя любой порт, отметил на открытии нового портового крана министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия). Это позволяет развивать логистические центры и наращивать добавленную стоимость при грузоперевалке.

Но именно контейнерные перевозки в этом году пострадали сильнее других направлений — причиной стала пандемия Covid-19, признал управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш. Хотя Рига по сравнению с другими портами в Балтии и пострадала меньше:

«Сейчас трудно судить о влиянии Белоруссии. Я бы сказал, что очень ощутимого влияния по краней мере на существующий грузооборот не будет, потому что удельный вес белорусских грузов в Риге сравнительно невелик. Максимально это были 10%, теперь могут быть примерно 4% от всего грузооборота. Важнейшая часть там — нефтепродукты и конкретно мазут. А их сокращение в Риге на самом деле было исторически. (...) Тенденция была негативной. Думаю, и здесь кардинально ничего не изменится. Конечно, если по политическим причинам  на каком-то заводе в Белоруссии прекратят работу или еще что, это, повлияет на движение мазута через Рижский порт».

Объем грузоперевалки через Рижский порт в целом был на четверть меньше прошлогоднего, но в основном это был каменный уголь. По прогнозу Зелтиньша, объемы перевалки угля в этом году сократятся примерно втрое. Причина — геополитическая ситуация и снижение цен. Рижский порт активно работает и с древесиной, в основном этом материалы местного происхождения — и в этой группе грузов наблюдается рост. Второе перспективное направление — перевалка зерна.

«Ясно, что в один год это не компенсирует нам утрату 8 млн тонн угля  (..). Но эти два направления — со стабильной тенденцией к росту», — говорит Зелтиньш.

Намного скептичнее влияние ситуации в Белоруссии и санкций по отношению к ее должностным лицам на работу балтийских портов оценивает член правления, исполнительный директор Балтийской ассоциации транспорта и логистики Ивар Ландманис:

«Будущее не выглядит столь уж обнадеживающим. Если в Белоруссии примут ответные санкции, конечно, они могут повлиять. Мы знаем, что в Латвию идут и нефтепродукты, и много щепы. (..). Если это развернется от нас — конечно, это повлияет. Знаете, уголь из России, его падение — оно было большим, И тогда удельный вес белорусских грузов в нашем транзите стал намного больше. Например,в  Вентспилс идет щепа и нефтепродукты, это мазут. Если они исчезнут — то это падение более чем на 2 млн тонн».  

Уже в прошлом году почти во всех портах Латвии (кроме Вентспилсского) наблюдалось заметное сокращение грузоперевалки. Почти треть грузов составил каменный уголь, патую часть — нефтепродукты, затем следовали лесоматериалы, контейнерные грузы, минеральные удобрения и зерно. 

Как ранее писал Rus.lsm.lv, специалисты расценивают сокращение транзитных грузопотоков как болезненное, но не неожиданное явление. Стивидоры ищут для портов новые ниши и новых клиентов, некоторые надежды они возлагают на создание транзитного коридора из Китая через Латвию в остальную Европу. Но за семь месяцев 2020-го латвийские порты перевалили 26 млн тонн грузов (-30% по сравнению с тем же периодом неудачного 2019-го), а через железную дорогу прошло около 13,3 млн тонн, и здесь падение в годовом исчислении составило почти 47%.

Rus.lsm.lv уже сообщал, что первые шесть месяцев 2020 года привели к снижению объемов грузоперевозок по железной дороге — в Латвии, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сокращение составило  47,2%. Перевезено было 11,563 млн тонн грузов. Сильнее всего сократился транзит.  В середине июля министр сообщения Талис Линкайтс (НКП) заявил, что если грузопоток LDz  будет таким же, как в первой половине этого года, то государству вновь придется вкладывать инвестиции в предприятие.  При этом министр указал, что банкротство LDz не грозит — законы ЕС не позволяют. Государство должно содержать железную дорогу, чего бы это ему ни стоило.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное