Как правильно отмывать деньги: инструкции от латвийских банков

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

По меньшей мере три латвийских банка предлагают своим клиентам инструкции, как использовать связанные с банком оффшорные компании для отмывания денег и ухода от налогов, вводить в заблуждение регуляторы и не попадать в их поле зрения.

Внутренние документы (если считать их подлинными) позволяют сделать вывод, что в системе отмывания денег банки — не нейтральная сторона, которую используют мошенники, а активные участники процесса. В свое распоряжение написанные латвийскими банками инструкции по легализации средств получил Проект по расследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP).

Его представители отмечают, что

«Рига долго была домом для процветающего офшорного банковского сектора, который помогал преступникам и коррумпированным официальным лицам перекачивать украденные деньги из стран бывшего СССР».

Панамский скандал

В опубликованных «панамских документах» упомянуты четыре из пяти крупнейших латвийских банков. У фирмы Mossack Fonseca, фигурирующей в расследовании, имелось бюро и в Риге. В «панамском архиве» обнаруживается как минимум три латвийских следа — первый ведет в ближайшее окружение российского президента Владимира Путина, второй и третий — к депутату Госдумы и замминистра внутренних дел России соответственно. Кроме того, в документах фигурируют и 1 380 офшорных компаний, связанных с Латвией

Кроме того, они указывают на связь латвийских банков с делом адвоката Сергея Магнитского, вскрывшего одну из крупнейших в российской истории мошенническую схему, а также с панамским офшорным скандалом.

Схема ухода от налогов

Согласно документам, по меньшей мере три рижских банка администрировали или продвигали оффшорные компании, которые использовались для отмывания денег. Находятся эти фирмы в основном в «налоговых райках» — в Панаме, Белизе или на Сейшельских островах. Банковские счета таких фирм использовались для «сбора» потенциально грязных денег клиентов перед размещением их на других секретных банковских счетах.

На языке отмывания денег это называется «расслаивание» (layering).

Чтобы отмыть деньги, их отправляют «путешествовать» по миру — с помощью только кажущихся законными операций финансы переводят на различные счета во множестве стран. Препятствующие легитимизации «грязных» средств правовые нормы часто требуют от банков подтверждения законности каждой транзакции. В финале капиталы, проведенные через счета нескольких подставных фирм, с помощью офшор возвращаются к своему владельцу уже «отмытыми». «Сбор» и «расслаивание» чрезвычайно важны для процесса отмывания денег, поскольку они мешают отследить и собственника, и место назначения капитала.

Одна из проблем, с которой столкнулись базирующиеся в Латвии банки, — создание корреспондентских счетов в более крупных кредитных организациях, например, в Западной Европе или США.

Корреспондентские счета позволяют банкам переводить средства туда, где у них нет подразделений. Однако иностранные банки, в которых такие счета появляются, часто следуют более жестким стандартам, чем латвийские, — и они могут отслеживать схемы отмывания денег. Документы, попавшие в распоряжение OCCRP, включают множество советов, как обвести корреспондентский банк вокруг пальца.

Документы предлагают детальные инструкции, как имитировать достоверность банковских операций. Механизмы призваны предотвратить появление транзакций на «радарах» контролирующих органов западных банков. Многие инструкции созданы, чтобы помочь клиентам работать с принадлежащими банкам подставными фирмами и защитить их.

Например, одни документы содержат инструкции для подделки инвойсов. Другая компания готова стать партнером в несуществующей торговле — в отмывании денег такая схема часто используется для сокрытия источника средств.

Один из советов достаточно очевиден: клиентов предупреждают, что инвойсы должны соответствовать продуктам, которыми эта компания якобы торгует.

Имя, сестра, имя!

PrivatBank

В конце 2015 года Комиссия по рынкy финансов и капитала обязала PrivatBank отозвать правление и выплатить штрафа в размере 2 016 830 евро за необеспечение достаточно эффективной борьбы с отмывкой нелегальныx капиталов. Банк оспорил принятое решение. Только в мае этого года регулятор и кредитный институт подписали административный договор о прекращении правового спора. Банк обязался выполнить все требования комиссии. 

Одна из таких фирм — расположенная в Белизе Bormilla Solutions, владеющая счетом в латвийском AS PrivatBank. На бумаге она специализируется на стройматериалах, промышленном оборудовании и инструментах, фактически же не существует ни офиса, ни бизнеса. Согласно метаданным документа, он был создан сотрудницей PrivatBank Latvia, которая с тех пор успела сменить место работы и уйти в другое кредитное учреждение.

Фирма Kayten Trading, у которой также есть счет в PrivatBank, предлагает клиентам схожие услуги и рекомендации. Сам банк на запросы об инструкциях не отвечает, сообщают авторы публикации OCCRP.

Подобные услуги предлагает и AS Reģionālā investīciju banka (RIB), бывшее дочернее предприятие базирующегося в Одессе банка Пiвденний. Владельцам его долей капитала теперь и принадлежит RIB. Участники OCCRP нашли инструкции, описывающие сходные услуги для трех фирм: зарегистрированных в Соединенном Королевстве Smartus Business и Gerevit, а также панамской Polamix. Документ предупреждает, что

только контракт «с цветной подписью и печатью» предполагает выдачу средств.

OCCRP получила комментарий от Комиссии по рынку финансов и капитала: «Комиссия запросила у банков информацию о компаниях, указанных в предоставленных документах».

RIB заявил, что такие документы не создавал и не подготавливал. От дальнейший комментариев банк отказался со ссылкой на конфиденциальность.

Главное — достоверность

Baltic International Bank

В марте этого года Комиссия по рынку финансов и капитала наложила штраф в 1,1 млн. евро на Baltic International Bank, а его председателя правления Илону Гульчак оштрафовала на 25 тыс. евро. Регулятор констатировал, что банк неоднократно нарушал закон о предотвращении отмывания нелегально полученных средств и об углубленном изучении клиентов, он участвовал в сделках, которые подвергли банк рискам легализации нажитых преступным путем средств. Крупнейшими владельцами Baltic International Bank являются Валерий Белоконь (69,89%) и Вилорий Белоконь (30%). В 2015 году банк являлся 12-м в стране по величине по объему активов.

Документ, созданный, вероятно, Baltic International Bank (BIB) содержит очень четкие инструкции для создания достоверных контрактов. «Правила для документов» и «Требования для документов» рассказывают клиентам, как следует заполнять бумаги для транзакций.

Например, клиентов инструктируют:

«Указанные в контракте или инвойсе условия поставки должны быть реалистичными: указывая товар, Вы должны подумать, как Вы его «повезете» (вес груза, объемы, адрес завода-изготовителя, вид транспортировки: машина, поезд или корабль). В случае «перевозки» товара очень большими объемами или крупногабаритный товар просьба указывать завод изготовителя рядом с железной дорогой или портом».

Кроме того, реалистичными должны быть не только условия поставки, но и документы – образцы, логотипы, печати. «Бланки транспортных компаний сильно различаются между собой, и если Вы используете какого-то перевозчика огромная просьба предоставлять соответствующий документообороту этого перевозчика бланк».

Чтобы не попасть на «радары» регуляторов, банк советует клиентам соблюдать меру в суммах и платежах:

«Общая сумма контракта не должна превышать 700 000,00 ЕUR и единичный платеж не должен превышать 300 000,00 EUR. Несоблюдение этих критериев ведет к обязательному запросу транспортных документов».

Метаданные этого документа указывают на BIB как компанию, в которой работал автор инструкции. В последний раз его сохраняла Dargevica S. Возможно, это Санта Даргевица, которая, согласно ее профилю в социальных сетях, работает в том же банке.

По запросу OCCRP представитель банка Антра Лаумане ответила, что полученная информация передана в соответствующий внутренний отдел BIB, и будут приняты необходимые меры. Кроме того, кредитный институт уверил, что в написании инструкции участия не принимал. Руководство оказалось на компьютере сотрудника, поскольку работники получают много документов от клиентов, а также третьих сторон, в том числе и в виде рассылок.

Согласно прошлогоднему докладу Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, учреждения по надзору за банками в Латвии работают недостаточно эффективно, чтобы вовремя отслеживать подозрительные сделки по отмывке капиталов. В июне 2016 года Сейм в окончательном чтении поддержал поправки к закону о кредитно-финансовых учреждениях, которые позволяют увеличить санкции, применяемые к банкам за нарушения, связанные с использованием финансовой системы для легализации средств, нажитых преступным путем, и для финансирования терроризма. Благодаря поправкам максимальный штраф кредитным учреждениям будет составлять 10% от общего годового оборота. В прошлом – было 10% от чистого дохода в год. Если 10% будет менее пяти млн евро, тогда Комиссия по рынку финансов и капитала имеет право налагать штраф до пяти миллионов евро.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное