Пенсии
В Латвии 34% зарплаты каждого официально работающего человека направляют в бюджет социального страхования: 20% идет на пенсии, 14% — на первый пенсионный уровень, 6% — на второй. За первый уровень отвечает Госагентство соцстрахования, оно же платит пенсии пожилым людям. Каждый год часть пенсионного кошелька индексируют в соответствии с официальным ростом средней зарплаты. Второй пенсионный уровень отдан в ведение частных фондов — эти суммы хранят и стараются нарастить за счет покупки и продажи ценных бумаг. В какой фонд вкладывать, человек решает сам.
Однако, если в старости человек хочет получать сумму, равную зарплате, выплат на первый и второй пенсионный уровень не хватит — и деньги нужно копить отдельно. Многие люди деньги на старость копят, например, на третьем пенсионном уровне, предложенном коммерческими банками, а также с помощью страхования жизни. В прошлом году латвийцы внесли на третий уровень около 62 млн евро — это исторический максимум.
По ее словам, результаты опроса, который провел банк, показывают: год от года информированность латвийцев о пенсионной системе даже уменьшается. «Это очень тревожный сигнал, потому что у 0,5 млн жителей на втором уровне накопилась где-то тысяча евро.
Это нормальная сумма для тех, кто только начинает работать. Но если смотреть на распределение по возрасту, эта тысяча и у тех, кто давно работает»,
— указала Ломановска.
«Как показывает статистика, интересовались своей пенсией где-то 20% жителей, остальных это не очень-то интересует. И, конечно, получить эту информацию тоже нелегко. Если хочется узнать, сколько накопилось на втором уровне, надо зайти на сайт latvija.lv, и еще найти правильное место, где находится эта информация. И, конечно, это немного затруднительно, и лучше было бы, если бы эта информация была более доступна.
Не очень-то приятно видеть, что там накопления очень маленькие. Но очень полезно заранее думать, что человек может сам делать, чтобы изменить эту ситуацию»,
— добавила экономист.
«Первый совет — следить за тем, где второй уровень, какой план выбран.
Например, если это молодой человек, который только начинает работать, то совет мог бы быть — выбрать более активный план.
Там есть большие колебания — большие риски, но, в то же самое время, срок для пенсии очень долгий, и каждое это колебание — вверх и вниз — стоимости этих акций идет на пользу, потому что в долгосрочной перспективе это будет прирост, и прибыль будет хорошая. Если смотреть на предыдущие годы, в пенсионных фондах в среднем прибыльность была более 3%. И, конечно, самая большая — в этих активных фондах.
Но в то время, когда человек уже подходит к пенсионному возрасту, следовало бы этот риск уменьшить,
потому что, конечно, кризисы бывают — кто-то говорит, что каждые десять лет, кто-то — что каждые семь лет. И представляете, если этот кризис происходит, когда человек уже накануне пенсии? Он потеряет 20-30% пенсии, это очень нехорошая ситуация. Поэтому второй совет — когда подходим к пенсионному возрасту, риск надо уменьшать, даже если в связи с этим и прибыльность будет меньше, но хотя бы сохранится то, что уже там накопилось. И то же самое — третий уровень. К сожалению, сейчас в среднем клиент пенсионного фонда третьего уровня думает об этом в 40 лет, и это поздновато: чтобы накопить половину пенсии, надо уже большие взносы делать...
В среднем взнос по рынку — 5% заработной платы»,
— отметила Ломановска.
Она напомнила, что для взносов на третий пенсионный уровень, как и на страхование жизни с накоплением, действуют налоговые льготы — можно получить возврат подоходного налога.
По словам экономиста, число латвийцев, делающих взносы на третий пенсионный уровень, стабильно растет — в среднем на одного человека накоплено 2,5 тысячи евро.
«Этого, конечно, совсем недостаточно для достойной пенсии», — подчеркнула она.
Ломановска добавила, что пенсионные накопления — хороший «буфер» для людей, которые рискуют потерять работу перед выходом на пенсию: воспользоваться капиталом можно с 55 лет.
Влияет на сумму и стаж работы: «Чем больше срок, тем больше пенсия»
Латвии необходимо существенно увеличить размер минимальных пенсий, чтобы уменьшить бедность среди пожилых людей и сгладить неравенство, заявила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), которая провела оценку латвийской пенсионной системы.
Встретить старость с крайне низкими доходами рискуют полмиллиона латвийцев. К такому выводу пришли экономисты, изучившие ситуацию на рынке Латвии: 165 тысяч работающих получают лишь минимальную зарплату, а еще у 101 тысячи жителей зарплата — 300-600 евро в месяц.
Как уже писал Rus.lsm.lv, с 1 января 2018 года банковские кредитные учреждения ни в своих филиалах, ни в интернет-банках не станут принимать от населения заявки на присоединение ко второму уровню в системе государственных фондируемых пенсий, сообщила пресс-секретарь Государственного агентства обязательного соцстрахования (VSAA) Ивета Дайне.
Кроме того, для многих трудящихся и в Латвии, и в соседней Эстонии жизненные перспективы выглядят нерадужными. Им суждено состариться в странах, где процент работающего населения медленно, но сокращается. Требуется как минимум чудо — стремительный рост экономики или невероятный бум рождаемости, – иначе годы спустя некоторые, став пенсионерами, могут оказаться за чертой бедности. Поэтому в Эстонии решили реформировать пенсионную систему.
Латвия постепенно превращается в землю стариков. Закрытые школы превращаются в пансионаты. В 2030 году около половины населения будет старше 50 лет, а число работающих сократится на 20%, свидетельствуют результаты исследования Re:Baltica.