Минсообщения вело себя не так, как полагалось бы ответственному за политику планирования, чтобы своевременно укрепить конкурентоспособность инфраструктуры и подготовиться к переменам в отрасли — таков вывод ревизоров. Министерству давно было ясно, что в Латвии наблюдается спад в ж/д грузоперевозках, на который повлияют и развивающиеся порты в других странах. В 2019 году, по сравнению с 2018-м, грузоперевозки снизились на 15,8%, достигнув лишь 41,5 млн тонн — это самый низкий с 2002 года показатель.
От дорогого проекта электрификации железных дорог в направлении восток — запад, подготовка и согласование которого отняли пять лет, предприятие Latvijas dzelzceļš (LDz) из-за актуальной финансовой ситуации уже отказалось, отмечается в заключении Госконтроля. Согласно заключенным договорам, проект должен был обойтись в 440 млн евро, в результате чего в Латвии были бы электрифицированы линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига.
Ситуация в мае 2020 года такова, что в планах остался лишь один из изначально задуманных и начатых четырех проектов модернизации ж/д инфраструктуры.
На Рижском ж/д узле в ходе модернизации улучшено состояние участка Саркандаугава — Мангали — Зиемельблазма, в том числе увеличена его пропускная способность, повышена эффективность организации сообщения и уровень безопасности, снижен риск загрязнения окружающей среды.
Чтобы повысить конкурентоспособность железной дороги, обеспечить комфорт для пассажиров и соответствие деятельности железной дороги природоохранным требованиям, с 2014 по 2020 годы для отрасли было предусмотрено примерно вдвое большее финансирование, чем в предыдущем периоде планирования еврофондов. К сожалению, указывает Госконтроль, развитие этой сферы по большей части осталось на бумаге — и если не улучшить подготовку и внедрение инвестиционных проектов, в оставшемся планировочном периоде можно не успеть реализовать пересмотренные планы развития железной дороги.
По оценке ревизоров, в отрасли не хватало последовательных и целенаправленных действий и Министерства сообщения, и предприятия Latvijas dzelzceļš, резюмировал Госконтроль. Проекты перекидывались между учреждениями, по ним месяцам не принимались ключевые решения, многое менялось на ходу. Минсообщения, кроме того, некритично отнеслось к оценке предполагаемых издержек и влияния конкурентоспособности ж/д инфраструктуры на объемы грузоперевозок, достижение целей транспортной политики и в конечном итоге на госбюджет, отмечается в докладе.
Не были определены мероприятия и стимулы для «отвязки» грузопотоков от автодорог и их перенаправления на железную дорогу. Удельный вес грузоперевозок по железной дороге из года в год сокращается, соответственным образом увеличивается объем перевозок автотранспортом.
В 2014 году доля железной дороги в общем объеме грузоперевозок составляла 48%, в 2018-м — всего 39%. Несмотря на то, что Минсообщения признаёт важность снижения цены за пользование ж/д инфраструктурой в оттягивании грузов с автодорог на железную дорогу, тарифы были пересмотрены только в 2019 году, указывает ГК. И то это было сделано для обеспечения требований Евросоюза, а не по своей инициативе.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, относительно проекта электрификации ж/д путей существовали опасения, что средства ЕС удастся привлечь не ко всем его этапам. Первая часть проекта предусматривала электрификацию участков Даугавпилс-Крустпилс, Резекне-Крустпилс и Крустпилс-Рига. Расходы — 441 миллион евро. Деньги Фонда выравнивания, предназначенные для проекта электрификации железной дороги, Латвии нужно было освоить до конца 2023 года.