«Война — главная причина, почему жители Латвии переживают невиданный за последние десятилетия рост цен и стагнацию экономики», — цитирует LETA К. Вилертса. Он тут же уточнил, что не весь рост цен и замедление экономического развития непосредственно обусловлены вторжением в Украину, но война ответственна за львиную долю выпавших нам экономических невзгод.
По словам Карлис Вилертс, который в центробанке руководит Отделом исследований в Управлении монетарной политики, среди главных причин стагнации стал спад торговли Латвии с РФ и Беларусью, резкий рост цен на энергоносители и снижение привлекательности региона для бизнеса.
Причем, отметил он, влияние сильно ограниченной торговли с восточными соседями оказалось меньше, чем ожидалось. Но вот рост цен на энергоресурсы и другое сырье сильно ударил практически по всем — и по предпринимателям, и по домохозяйствам. А он во многом обусловлен тем, что до войны РФ была главным поставщиком природного газа в ЕС, а в Латвии почти весь природный газ был оттуда. Такая зависимость от поставок из РФ делала экономику страны и блока уязвимой, поскольку их прекращение могло привести к перебоям во многих отраслях.
После начала вторжения РФ в Украину страны ЕС стали срочно искать альтернативные источники энергоносителей, из-за чего цена на газ и другие ресурсы совершили огромный скачок.
«Рост цен на энергоресурсы означает повышение счетов за отопление, электричество и другие услуги и, соответственно, головную боль почти для каждого домохозяйства.
Но поскольку нефть, газ и электричество являются одной из основных статей расходов для многих предприятий, рост цен на энергоресурсы отразился на ценах на другие товары и услуги», — приводит LETA слова Вилертса.
В центробанке подсчитали, что сам рост цен на энергоресурсы обошелся жителям и бизнесу Латвии в 1,7 млрд евро.
Экономист отметил, что если бы правительство не стало оказывать домохозяйствам поддержку, беря на себя часть роста цен на электричество и отопление, инфляция была бы выше на 2,5 процентных пункта (а в 2022-м годовая инфляция превысила 17%, а в феврале 2023-го — 20% ) и ситуация была бы еще более тяжелой. По словам К. Вилертса, господдержка позволила добиться относительного плавного замедления экономического роста.
Но в 2022 году на смягчение энергетического кризиса государство потратило около 645 млн евро. Маловероятно, что бюджет потянет такие расходы и дальше, так что сейчас критически важно обеспечить доступность энергоресурсов по разумной цене на уровне страны и отдельных предприятий и домохозяйств, считает К. Вилертс.
Он обратил внимание на то, что цены на энергоресурсы сейчас находятся примерно на довоенном уровне (газ на европейской бирже в разы дешевле, чем на пике), запасы газа велики, но Европе в этот раз помогла погода: осень и зима оказались теплыми. При долгих сильных холодах ситуация была бы иной, поэтому
вопрос о том, где найти стабильные и безопасные поставки энергоносители по разумным ценам, остается крайне актуален.
А пока ответ на него не найден, сохранится неопределенность насчет цен энергии и ее доступности, считает экономист.