«Видземская высшая школа с рейтингами даже не работает. Потому что у нас меньше 1 000 студентов. А в этом году число выбравших наш вуз студентов выросло на 20%. То есть для них рейтинг не так важен. Вообще это несколько политизированный момент: если надо сказать о нас что-то плохое, тогда используют эти рейтинги — мол, почему вас там нет. Но задача вузов ведь не в рейтинге заключается», — отреагировал экс-ректор и старший научный работник Видземской высшей школы Гатис Круминьш на замечание ведущей, что латвийские вузы не попали в один из международных «топов» высших учебных заведений.
Он также отметил, что место в рейтингах часто зависит и от того, насколько развита именно научная работа в оцениваемых заведениях, а у нас она развивается практически без господдержки.
Андрис Тейкманис, глава Совета по высшему образованию тоже отметил, что у нас часто на рейтинги ссылаются, чтобы покритиковать латвийские вузы за непопадание в них или за недостаточно высокие места в этих списках. Причем, нередко это делают те же люди, которые принимают решения не выделять дополнительное необходимое финансирование высшему образованию.
«Но вообще цель вузов все-таки — быть частью общества, экономики и соответствовать будущему страны, а не попадание в рейтинг», — сказал гость «Открытого вопроса».
Собеседники также сошлись на том, что сейчас важно не число бюджетных мест в вузах, а финансирование, которое государство выделяет на каждое такое место.
«Например, мы дотируем эти бюджетные места за счет науки. Потому что государственного финансирования тотально не хватает. Это даже меньше половины расходов, связанных с этими бюджетными местами», — отметил Г. Круминьш.
Ректор Латвийского университета, профессор Индрикис Муйжниекс заявил, что если бы государство напряглось и оплатило все связанные с бюджетными местами издержки, понадобилось бы около 100 млн в год. Вроде бы огромная сумма, но на фоне госбюжета, а тем более ВВП это не так. И к тому же у этих инвестиций будет отдача.
«Вложения в высшее образование приносят результат. Не только в виде налогов: это влияние повсеместно.
Мы и от Covid-19 пострадали бы меньше, будь у нас уровень образования повыше. Понимание многих важных нынешних, прошлых и будущих процессов во многом зависит от уровня образования, способности к критическому мышлению. А оно развивается именно с образованием
— и тут не важно, техническим или гуманитарным», — пояснил он.
Гатис Круминьш же посетовал, что политики не очень хотят вкладывать в высшее образование и науку дополнительные деньги, потому что реальные результаты проявляются не моментально, а через годы.
«Я помню, что во время прошлого кризиса мы с тогдашним президентом Академии наук пошли к правительству и говорили: все равно ведь более 7 млрд заем берем, давайте возьмем еще 1 млрд и вложим в высшее образование и науку, то есть в развитие страны. Нас спрашивают: а когда отдача? Говорю: через 10 лет. Ну нет, мы не можем так долго ждать. С тех пор прошло 15 лет: если бы тогда инвестировали, вложения вернулись бы с избытком», — поделился он.
Как рассказывал Rus.LSM.lv, в Латвии недавно обнародовали новый рейтинг местных учебных заведений, составленный по итогам опроса латвийских же работодателей.