Обычно под языком вражды подразумеваются любые высказывания или выражения, направленные на разжигание ненависти, уничижение определенных групп людей по признакам, которые являются неотъемлемой частью идентичности любого человека: пол, возраст, религия, сексуальная ориентация, цвет кожи, национальность, пояснила юрист Латвийского центра по правам человека Екатерина Тумуле.
«Язык вражды нацелен против человека, его идентичности. Но также он может призывать к насилию, беспорядкам, правонарушениям, дискриминации определенной группы людей, дестабилизировать общество и вообще безопасность общества в целом», — отметила Тумуле.
С появлением интернета язык вражды получил «новое дыхание». Стало легче распространять мнение, и очень часто свобода слова понимается как вседозволенность.
«В Латвии это тоже не новость. Откройте любую социальную сеть, новостной портал, почитайте комментарии, особенно то, что касается чувствительных тем: межэтнических отношений, ЛГБТ-сообщество и т.д.», — сказала юрист.
Один из компонентов языка вражды — оскорбление, ущерб от которого может повлечь много проблем со здоровьем, подчеркнул Денис Ханов.
«Любое слово, которое направлено в общественное пространство, оно имеет свой вес и свои последствия», — отметил профессор.
По его мнению, латвийское общество не только далеко от достижения политкорректности, но и нередко насмехается над ней.
«Я думаю, что в латвийском обществе очень мало эмпатии и у нас очень мало любви. Не важно какой, к кому. Но вообще мы пропитаны неким ядом. (…) Мы видим, что все больше и больше ненависти появляется в нашем пространстве»,
— сказал Ханов.
По его словам, наблюдается возрастающий антисемитизм в публичном пространстве, и со стороны латышского населения, и со стороны русскоязычного, а также хорошо видны «взрывы ненависти» по отношению к ЛГБТ.
В свою очередь Екатерина Тумуле признала, что в условиях войны и всеобщего стресса агрессия выплескивается гораздо больше, однако постепенно латвийское общество меняется, например изменилось восприятие ежегодных прайдов, если сравнивать с тем, как было раньше.
«Общество не может по щелчку стать терпимым. Для этого требуются целенаправленные изменения и время», — подчеркнула Тумуле.
Говоря о методах борьбы с языком вражды, Денис Ханов отметил, что это «вопрос интеллектуальной гигиены».
«Избегайте общения с такими людьми. Наказывайте их в какой-то степени тем, что вы не будете с ними общаться. Можно пытаться, конечно, противодействовать, мне кажется, очень важно (…), чтобы в мире человека, который распространяет ненависть прозвучало хоть отдаленным эхом что-то, что является альтернативой его мнению»,
— сказал Ханов.
Именно это является задачей образовательных проектов, общественных организаций и СМИ. «Необходим допуск и доступ к качественной информации, даже если ею не воспользуются», — подчеркнул профессор.